13 мая киевский суд отправил политика Виктора Медведчука под домашний арест. Его подозревают в том числе в госизмене. Позднее секретарь СНБОУ Алексей Данилов допустил возможность обмена Медведчука на осужденных в России граждан Украины.
Координатор экспертной группы «Европейский диалог» в Украине, эксперт Центра ПРИСП Георгий Чижов считает, что сам Медведчук вряд ли захочет отправиться на политическую пенсию в Москву, тем более что доказать предъявленное ему обвинение в государственной измене будет очень сложно.Союзник КремляВиктор Медведчук может считаться одним из ветеранов украинской политики. Хотя пик его влияния пришелся на начало «нулевых» — с 2002 по 2005 год Медведчук был главой администрации президента Украины Леонида Кучмы, — он до сих пор не оставляет попыток конструировать под себя политическую реальность.
Виктор Янукович в президентском кресле оставался сложным партнером для Москвы. А вот Медведчук всячески демонстрировал, что является последовательным и надежным союзником Кремля. В 2004 году в Казанском соборе Санкт-Петербурга Владимир Путин стал крестным отцом младшей дочери Медведчука Дарьи. И если в современной России факт кумовства Путина и Медведчука мало что значит, то для украинцев кум — это ближайшая родня. Кстати, российский лидер активно разыгрывал эту карту, уделяя мероприятиям Медведчука во время своих украинских визитов едва ли не больше времени, чем переговорам с Януковичем.
При президенте Порошенко Медведчук вошел в состав украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию в Донбассе, хотя для большинства украинцев оставался в первую очередь «кумом Путина». Несмотря на статус оппозиционера, ему удалось укрепить влияние в медиа и, по слухам, положение в большом бизнесе. Кстати, достоверной информации о крупной собственности Медведчука на Украине не существует: формально он вообще не имеет бизнеса в стране, однако считается олигархом и ведет соответствующий образ жизни. Большая часть резиденций политика в разных регионах Украины также записана на сложным образом связанные с ним компании. Порошенко неоднократно обвиняли в тайных деловых связях с Медведчуком, так что бывший президент вынужден до сих пор оправдываться, «почему Медведчук не сидит и что делал у него дома».
В ходе последней смены власти в стране Медведчук, вошедший в руководство партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ), попытался перехватить инициативу в переговорах с Москвой об обмене пленными и осужденными, однако новый президент Владимир Зеленский и его команда дали понять, что этого не позволят. Правда, мало кто ожидал, что Зеленский, чей базовый электорат казался ближе к избирателям ОПЗЖ нежели к национал-демократам, начнет наступление на своих политических противников именно с Медведчука.
Измена и разграблениеВ начале февраля 2021 года СНБО Украины приняло решение о применении санкций в отношении народного депутата из фракции ОПЗЖ Тараса Козака и связанных с ним трех телеканалов, а президент своим указом ввел это решение в действие. Каналам запретили пользоваться радиочастотами Украины, распространять и ретранслировать телепрограммы, приостановили лицензии. «Введены санкции против телеканалов кума Путина» — именно так подавалась эта новость большинством СМИ, хотя формально политик, по своему обыкновению, не имел к этим каналам отношения.
Когда украинская прокуратура предъявила Медведчуку и Козаку обвинения в «государственной измене» и «покушении на разграбление национальных ресурсов», стало ясно, что атака на телеканалы была лишь началом. И хотя Печерский районный суд Киева отказался заключить Медведчука под стражу и отправил его только под домашний арест, развитие событий заметно взволновало Москву. Правда, сначала пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заверил: «Мы не собираемся вмешиваться в эти процессы». Но уже два дня спустя сам Путин заговорил о ситуации на совещании с членами Совета безопасности: «Что, всех, кто работает с Россией, будут теперь на Украине привлекать к уголовной ответственности?»
Вопрос для соседней страны звучит весьма актуально. После осуждения Юлии Тимошенко еще во времена Януковича ни одна из мало-мальски значимых политических фигур Украины не была всерьез привлечена к ответственности. Между тем, запрос на «посадки» в обществе существует. Однако увидеть за решеткой украинцы желают в первую очередь коррупционеров, а не «предателей Родины». Если бы прокуратуре удалось изобличить хозяйственные махинации фирм Медведчука, это позволило бы дискредитировать оппозиционного политика в общественном мнении куда надежнее.
Доказать же государственную измену будет намного сложнее (кстати, «финансирование терроризма», которым обосновывалось введение санкций против телеканалов, в списке предъявленных Медведчуку обвинений не присутствует). И если офис генпрокурора в последнее время кажется абсолютно лояльным президенту, то судебная система совершенно не демонстрирует готовности «брать под козырек», особенно в случае политически чувствительных дел. Да и случись обвинительный приговор по такой статье, для общества его легитимность останется спорной.
Уже после избрания меры пресечения Медведчуку секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что в случае осуждения политика, его можно будет обменять на осужденных в России украинцев: «Это решение принимает президент Украины. Я думаю, что если будет такая возможность, то мы охотно это сделаем». Впрочем, трудно себе представить, чтобы на подобный обмен согласился сам Медведчук. Вряд ли он готов лишиться статуса одного из лидеров украинской оппозиции и отправиться на политическую пенсию в Москву. Будучи юристом по специальности и располагая крепкой адвокатской командой, он задействует для защиты все механизмы национальной и европейской юстиции.
Даже гипотетическое решение суда о виновности не станет точкой в «деле Медведчука». Скорее, правовой спор между ним и украинским государством может затянуться на годы, выйти за рамки сроков полномочий нынешнего президента и Верховной Рады и решиться там, где он и возник, — в политической плоскости.
Ранее опубликовано на: https://www.forbes.ru/obshchestvo/429725-obmenu-ne-podlezhit-pochemu-viktor-medvedchuk-ne-uedet-v-rossiyu
Печать