В немецкой еженедельной газете Die Zeit опубликована статья президента России Владимира Путина, приуроченная к 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны. Российский лидер отметил, что, пережив ужасы мировой войны, народы Европы смогли преодолеть отчуждение и восстановить взаимное доверие и уважение. Но почему Путин так редко пишет о внутренних проблемах страны? Они же тоже всех касаются.
Обращение к внутренней повестке предполагает необходимость обозначить план конкретных реформ, которые должны будут привести к радикальной ревизии макроэкономического курса и политики развития, считает политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.Бюджет РФ выстраивается на основе прогнозов относительно изменений цен на нефть. И это само по себе указывает на то, что мы критически зависим от торговли сырьем на внешних рынках. Общий объем одних лишь нефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. составлял более 5,2 трлн. рублей (или 28% от общего объема поступлений в казну). До начала пандемии и обрушения цен на углеводороды этот показатель достигал 39%.
В 2012—2018 гг. доходы бюджета от добычи и экспорта только лишь нефти и нефтепродуктов колебались в пределах от 6,1% до 10,2% ВВП.
Почти половина российского экспорта за 2020 г. (49,6%) — это топливно-энергетические товары. И большую их часть (53,8%) мы отправили в страны дальнего зарубежья. 38,5% товарооборота России с внешним миром приходится на долю торговли с Евросоюзом. Экономически мы связаны с ним сильнее, чем с государствами СНГ (12,9% от объема товарооборота).
В первую десятку основных торговых партнеров России за 2020 г. входят пять государств. Германия занимает в этом перечне 2-е место, уступая лишь Китаю.
Наша экономическая модель жизнеспособна лишь при условии, что немцы, подданные Нидерландов, Великобритании, граждане Италии, Польши продолжат закупать наше сырье и полуфабрикаты. И ключевую роль в этом случае будет играть именно позиция лидера Евросоюза в лице Германии. Именно поэтому президент так настойчиво пытается нормализовать отношения с ФРГ и ее младшими партнерами.
Очевидно, обращение к внутренней повестке предполагает необходимость обозначить план конкретных реформ, которые должны будут привести к радикальной ревизии макроэкономического курса и политики развития. Однако для многих представителей элит это прозвучит не иначе как «Вам не кажется, что ваше место возле параши»?
Действующая модель социально-экономического развития не позволяет решить наиболее острые проблемы государства и общества. Но отказ от нее равнозначен решению сбросить с корабля современности немалую часть пассажиров первого класса. А в период политического транзита Кремль не заинтересован в том, чтобы нервировать элиты.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/society/article/302022/
Печать