Эксперты Центра ПРИСП Григорий Казанков и Александр Серавин – о влиянии пандемии на избирательную кампанию в России..Старт думской кампании почти совпал с новой волной ковида в России. Однако это вряд ли приведет к падению явки избирателей на сентябрьских выборах. Пример Южной Кореи, Канады и других стран, проводивших выборы на фоне пандемии, говорит о том, что явка может быть даже выше, чем в обычные годы. По мнению экспертов, достичь такого результата помогли новые практики голосования.
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Григорий Казанков:Сегодня ускорился перенос традиционных предвыборных «офлайн-форматов» в Сеть. Очень здорово работает история про дворовые встречи в онлайне. На обычную встречу во дворе приходит 10-30 человек, но если грамотно таргетировать встречу и пригласить жителей этого двора в онлайн, то удается собрать 100-200 человек. То есть повестка та же самая, но у людей фактически возникает ощущение нормальной обычной коммуникации с кандидатом. Жизнь даже у людей преклонного возраста заметно сместилась в онлайн, они перестали бояться интернета, научились пользоваться им.
Важно развеять страхи избирателей заразиться из-за выборов. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда люди не хотят общаться даже с волонтерами, собирающими подписи в поддержку кандидатов. Поэтому пусть будут только вакцинированные волонтеры-сборщики подписей. Пусть они носят большие бейджики со словами «я вакцинирован».
Политтехнолог, президент Ассоциации электронной электоральной политики, эксперт Центра ПРИСП Александр Серавин:Хочу отметить важность проекта «Мобильный избиратель», который уже завоевал популярность среди жителей крупных городов. Большинство россиян сосредоточены приблизительно в 20 городских агломерациях, в которых четверть населения не живет по месту прописки и никогда не приедет голосовать на избирательный участок. С такими горожанами не будет как на селе, где сотрудники избиркома едут за 20 километров с выездной урной. Электронное голосование может быстро изменить политический вес партий, ведь придет новый – мобильный избиратель, не привязанный к конкретной территории. То есть на выборы придет новый слой горожан, особенно молодежь.
Пандемия вынуждает все избирательные штабы быстро развивать формы сетевых коммуникаций с народом. Так, в рамках «госдумовских округов» у кандидатов появились нормативы по количеству просмотров встреч в онлайне. Эта кампания ныне проходит под эгидой больших электронных встреч. Встречи с избирателями или акцию кандидата с привязкой к избирательному округу уже смотрят по 130 тысяч человек. Это, безусловно, новая веха! Ничего подобного даже близко раньше не было.
Одним из новшеств я бы называл использование агитационно-пропагандистских материалов (АПМ) с привязкой к электронным носителям – то есть каждая листовка, которую раздают на улице избирателям, должна содержать QR-код или хотя бы ссылку на сайт. Если потенциальный избиратель получает на руки АПМ и не может через него перейти в электронную среду, чтобы получить более подробную информацию, то это уже прошлый век.
В этом сезоне появились технологические новинки – чат-боты, которые в реальном времени отвечают на типичные вопросы к кандидатам, обрабатывают запросы и наказы избирателей. Кампания покажет, насколько эти своеобразные агитаторы эффективны, воспримут ли люди разговор с искусственным интеллектом как реальное общение.
Материал полностью на: https://vz.ru/politics/2021/6/25/1105666.html
Печать