24 июня депутаты Госдумы единогласно приняли закон о регулировании вредных выбросов во всех городах с загрязненным воздухом. В настоящее время квоты на выбросы загрязняющих веществ действуют в 12 городах страны, с принятием нового закона этот список может быть расширен для некоторых других российских городов с высоким уровнем загрязненности атмосферного воздуха.
По мнению и.о. председателя Общественного совета при Минприроды РФ, председателя наблюдательного совета Московского центра городского развития, эксперта Центра ПРИСП
Александра Закондырина, от программы «Чистый воздух» граждане России должны получить не валовый объем снижения выбросов, а качественное улучшение жизни.
А это сделать гораздо сложнее, чем просто собрать с компаний данные о том, как они собираются снижать выбросы на своих предприятиях, размещенных в крупнейших городах. Они и так снизят – ведь для них «зеленая повестка», экологичность производства – вопрос конкурентоспособности на мировых рынках, в первую очередь в Европе.
Самый большой недостаток программы «Чистый воздух» в том, что в нем учтены именно меры по валовому сокращению выбросов. Но в каждом городе есть специфические компоненты загрязнения воздуха. Поэтому и подходы для решения экологических проблем должны быть тоже особенными для каждого города. Например, в Чите есть угольные ТЭЦ. И более 13 тысяч домовладений топят жилье углем. Бурым углем – потому что это самый дешевый вид топлива для этого региона. И мы что, будем ждать 25 лет, когда «Газпром» туда газ проведет? Нет,
проблему надо решать сейчас. И решать только экономически, стимулируя жителей
отказаться от бурого угля.
Например, организовывать электрическое отопление. Но для этого надо субсидировать энерготарифы, выравнивать их по сравнению с другими регионами: например, в соседней Иркутской области тарифы в четыре раза ниже, чем в Чите. Необходимо думать и о новых источниках энергоснабжения – например, о солнечной энергии. Ведь в Чите из 365 дней в году 260–300 дней – солнечные. И в регионе «Норильский никель» намерен построить для своего большого ГОКа в Забайкальском крае солнечную электростанцию мощностью до 50 мегаватт. Она будет обеспечивать около 20 % потребностей производства «Норникеля» в Забайкалье. То есть технологии в регионе есть, механизмы есть, «Норникель» явно делает проект себе не в убыток, так почему бы не воспользоваться опытом этой компании?
И вот такие специфические моменты и надо учитывать по каждому региону. Тогда «Чистый воздух» реально заработает.
Ранее опубликовано: https://fedpress.ru/expert-opinion/2768460
Печать