Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о преимуществах «Единой России», проблемах оппозиционных партий и шансах на выборах-2021.- Почему избиратели разочаровываются в «Единой России»?Ее рейтинг не падает. На самом деле 29% было и пару месяцев назад. И это 29% от всего массива опрошенных. То есть, не от тех, кто собирается идти на выборы. Если мы посмотрим расклады по тем, кто собирается идти на выборы, то там уже 43%. А реально будет за 50%.
Я думаю, что «Единая Россия» идет как партия заботы, защиты и развития, опираясь на авторитет президента Путина, у которого электоральный рейтинг сейчас около 50%. И, собственно говоря, они себя позиционируют как партия Путина. Путин их недвусмысленно поддержал на Прямой линии. Сами они занимаются малыми добрыми делами через волонтеров. То есть «Единая Россия» стала такой службой добрых дел, которая помогает людям во время ковида, например, получить необходимые лекарства и продукты. Они всячески пытаются доказать свою полезность. Полезность на примерах не глобальных. Понятно, что им не хватает возможностей, чтобы выдвигать популярные предложения, которые стоят много денег, - они решают проблему полезности на каких-то малых делах и пиаре этих малых дел. Понятно, что рейтинг партии невысок, антирейтинг высок, но начнем с того, что у других рейтинги не растут.
Кстати, меня удивило, Николай Рыбаков, оказывается, научился хорошо говорить. Но вряд ли он кого-то убедит настолько, что «Яблоко» перешагнет пятипроцентный барьер. То есть сила «Единой России» – в слабости ее конкурентов. И потом давайте понимать, что то, как организованы выборы, создает конкурентное преимущество партии власти, потому что запустить мобилизационный проект за три дня голосования – легко и просто.
Кстати, еще выяснилось, что у нас закупают рамки металлоискателей с системой опознания лиц, которые будут стоять на участках. В этом нет ничего плохого, это забота о безопасности, но протестный избиратель, который заражен паранойей, будет думать: «Ага, большой брат все видит, все знает, они знают, как я голосую. Проголосую-ка я лучше, как правильно, как надо». В общем, я не вижу больших проблем у «Единой России», что бы ни говорили другие мои коллеги. Я вижу проблемы у оппозиционных партий, у того же «Яблока».
- А в чем они?У «Яблока» все очень просто, мне кажется. Проблема «Яблока» заключается в том, что они не отвечают ожиданиям протестных избирателей. Начнем с того, что у Рыбакова нет ни рейтинга, ни антирейтинга. То есть он просто малоизвестен. Для многих он просто местоблюститель, зиц-председатель. И Явлинский сказал, что он не идет на выборы, но не Рыбакова знают протестные избиратели, они знают Шлосберга, например. Вот если бы в «Яблоке» решили вопрос о тройке или пятерке, где была бы непримиримая оппозиция, то это позволило бы «Яблоку» получить электорат Навального. Пока электорат Навального никем не оприходован.
А что же касается «Яблока», то это лидерская партия, которую в любом случае Григорий Алексеевич Явлинский будет тянуть вниз до последнего. И я думаю, что максимум, на что они могут претендовать сейчас, – это 3%. 5% – очень и очень маловероятно, хотя в списке у них есть неплохие люди, но даже списки составлены так, что там нет людей, вызывающих раздражение у власти. Да, там есть пара-тройка людей, которые могут власти не нравиться, но они в округе, где, например, два-три протестных кандидата, которые будут разрывать протестные голоса.
Поверьте моему прогнозу: вспомним в сентябре, никто от «Яблока» по одномандатному округу, скорее всего, не пройдет, само «Яблоко» в лучшем случае получит 3%, что позволит Явлинскому сохранить контроль над партией и госфинансирование, 3% – это госфинансирование. С точки зрения власти – это лучше, чем поиски каких-то спонсоров. «Яблоко» станет настоящей партией, когда переживет своего отца-основателя Григория Алексеевича Явлинского. Когда «Яблоко» станет партией без Явлинского, оно либо совсем засохнет и умрет, либо родится заново, но пока это все то же самое. И если они за 28 лет не добились ничего, то почему мы должны поверить в то, что успехи будут сейчас?
И вот мне очень нравится, я был в эфире «Свободы»(некоммерческая организация, внесенная Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) со Шлосбергом – прекрасный человек, и он говорит то же самое, что и Рыбаков: мы безальтернативны, мы безальтернативны. То есть «других писателей у нас для вас нет». Понимаете, то же самое у нас говорят о Путине: он безальтернативен, он безальтернативен. «Яблоко» сейчас использует точно такой же аргумент: кроме нас голосовать не за кого, поэтому голосуйте. Нет, ребята, на самом деле можно еще дома остаться, например. Или испортить бюллетень, или проголосовать за КПРФ – варианты есть.
- По последним опросам мы видим ту же четверку партий в Думе. У кого-то еще есть шансы собрать протестный электорат?Вы знаете, мне кажется, что всех заморозили. На самом деле есть удачные названия: «Новые люди» – удачное название, «Партия пенсионеров» – удачное название. И партия "Новые люди" сейчас в опросах получает около 2%, где-то даже 2,5%. Получит 5% или нет при нынешней конфигурации со списками вот эти двое во главе списка, Адам и Ева, – Нечаев и Авксентьева? Думаю, что опять же максимум 3%.
- А она не спойлер?Власть настроилась на консервативный сценарий. Вы знаете, даже спойлеры иногда могут проснуться, я лично встречался с Нечаевым, который убеждал меня в том, что он точно не спойлер, и что
у него есть личные амбиции, но…У бывшего лидера «Правого дела» Михаила Прохорова тоже были личные амбиции.
Да, на самом деле он действует в определенном коридоре возможностей. То есть ему очертили рамки, в которых он может действовать, он в них и действует. Проблема в том, что «Яблоко» тоже действует в этих рамках, и, как написал политолог Сергей Марков, охранитель до мозга костей, антипутинисты, оказывается, делятся на две категории: договороспособные и недоговороспособные. Договороспособные – это «Яблоко», а недоговороспособные – это Навальный и иже с ними.
Ранее опубликовано на: https://www.currenttime.tv/a/kalachev-vybory-duma/31343472.html
Печать