Президент Ульяновского общественного Фонда РАПИР, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Травкин – о предвыборном раскладе политических сил в Ульяновской области.Каждые выборы отражают те настроения, те процессы, которые происходят в обществе в данное время. Вспомните сентябрь 2018 года. Избиралось законодательное собрание области и представительный орган второго по величине города региона – Димитровграда. Эксперты РАПИР много раз анализировали итоги голосования и сошлись во мнении, что это были выборы на эмоциях. Во многом справедливых эмоциях людей по поводу повышения пенсионного возраста. Тогда КПРФ показала высокий результат – более 36%, хотя еще в мае того же года ее рейтинг был лишь 15%. И уже в декабре 2018 года он снова вернулся к этому значению. Но за счет того всплеска КПРФ удалось сформировать за собой большую фракцию в ЗСО, а также избрать 27 из 30 депутатов в Димитровграде, провести одного депутата в Госдуму.
Прошло три года. Сейчас от 27 депутатов во фракции КПРФ в Димитровграде осталось только 14. «Красное руководство» города во главе с Богданом Павленко сегодня уже «не в должностях». Коммунист Госдумы, которому ульяновские избиратели доверили решение проблем нашего региона, как мы видим сегодня, по решению руководства партии отправлен в очень далекий от нас регион – на Камчатку. А избирателям лишь остается гадать: что это было?!
Последнее исследование Фонда РАПИР в 2021 году фиксирует тренд – прагматичный подход. Голосовать будут за тех, кто докажет избирателю, что умеет решать его проблемы, обладает реальными ресурсами и компетенциями, уже сейчас готов показать результаты своей деятельности.
Однако всегда есть категория людей, кто считает, что у любой проблемы есть простое и быстрое решение. Именно к ним и обращены «каждой бабе - по мужику», «каждому россиянину - отдельную квартиру к 2000 году» и весь этот «фестиваль» популизма. Собрать голоса этих людей просто: нужен яркий лозунг: «Давайте отменим пенсионную реформу», к примеру. Завтра другая партия выйдет и скажет: «Давайте еще снизим пенсионный возраст, давайте уходить на пенсию с 40 лет!». Кто-то поверит, придет и проголосует – его право.
Но сейчас есть и еще одна более изощренная форма популизма – эксплуатация ностальгии по советскому прошлому. Мы видим, как буквально на наших глазах происходит трансформация КПРФ из партии протеста в партию ностальгии.
У нас, к сожалению, нет реально работающих институтов отзыва избранных руководителей и депутатов, а они, я убежден, должны быть. Думаю, в этом случае сейчас в Димитровграде, например, уже была бы новая Дума. А может, и не только в этом муниципальном образовании…
Декларативно такое право существует, но на практике – это «спящая» юридическая история в силу невероятной сложности исполнения. Чтобы она заработала, ее нужно упрощать. До тех пор, пока каждый политик не будет чувствовать, что над ним висит дамоклов меч, процедура отзыва, уровень ответственности будет ниже. Должны быть четко прописаны основания отзыва, и, несомненно, одно из них – обещал и не выполнил.
В Ульяновской области сложилась уникальная для России конфигурация основных кандидатов: глава региона с многолетним опытом работы в Государственной Думе и два очень авторитетных одномандатника, в том числе предыдущий многолетний руководитель региона во главе списка партии президента. В случае реализации такого расклада область получает сильнейшую команду лоббистов на самом высоком уровне. А для нашей области – это шанс вырваться вверх. И важно этот шанс не упустить. Ульяновская область получит внимание и поддержку федерального центра в решении проблем, со многими из которых регион самостоятельно справиться просто не в состоянии.
У нас четыре зарегистрированных кандидата. Один из них – особый. Он появился в области, будучи наделенный доверием президента, по его указу о назначении врио губернатора. Формально в Ульяновской области законодательство не предусматривает на выборах губернатора самовыдвижения. А такой кандидат должен, по логике вещей, идти самовыдвиженцем. Очевидно, что риторика и политические установки Алексея Русских – «Мы все вместе!», «Мы – партия жителей Ульяновской области» – как раз удачно компенсируют эту ситуацию.
Сейчас, по данным соцопросов, партийная принадлежность Алексея Русских не играет роли в формировании его рейтинга одобрения. Вообще, отмечу, что негласным девизом характеристикой этих выборов является зафиксированная нами позиция избирателей «люди голосуют за людей, а не за партийные «шильдики». Также понятна избирателям и поддержка нового главы региона ульяновскими единороссами. «Единая Россия» заняла единственно верную, логичную позицию: являясь партией президента, не выдвигать альтернативного кандидата. Это было бы нелогично. Поэтому она приняла решение о поддержке президентского кандидата.
Далее. «Новые люди», Светлана Горева. Это новая партия. Она существует буквально пару лет. Конечно, в отличие от, например, партии «Яблоко» у нее объективно не было возможности получить за этот небольшой срок хотя бы сколько-то своих муниципальных депутатов для прохождения муниципального фильтра. И отказывать кандидату этой партии на таком основании было бы неправильно. Надо дать им шанс. Они новички. Дальше решает избиратель. Это уважение к избирателю.
ЛДПР. Прежде всего, понятные фигуры: Маринин и Грачев. Они появились в области не вчера и неслучайно оказались в списках. Их знают: Маринин уже два созыва является депутатом Госдумы, Грачев – вице-спикер Законодательного собрания Ульяновской области. Его одним из трех Русских включил в тройку кандидатов в Совет Федерации от исполнительной власти. В данном случае, учитывая эту конфигурацию, считаю, что решение депутатов «Единой России» помочь кандидату от ЛДПР преодолеть муниципальный фильтр было персонализированным. Это как раз то, когда голосуют за людей. Политическая элита определяет свое отношение.
Ранее опубликовано на: https://ulpressa.ru/2021/08/10/кого-мы-вибираем-дмитрий-травкин-в-ин/
Печать