Фото с сайта: pixabay.com
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников констатирует, что Китай подошел к краю энергетической пропасти, а вместе с ним к этому краю подошел весь мир.
Читая эту заметку с монитора, задумайтесь, что в пластмассе или в металле, из которого он сделан, в редких металлах микроэлектроники его компонентов есть частичка застывшей энергии, потраченной на добычу и обработку первичного сырья.
Для производства всех благ нужна очень дешевая энергия. Ее должно быть очень много. Для понимания масштабов: Китай в год производит и потребляет более 7300 ТВт·ч электроэнергии.
Одна из крупнейших энергосистем в мире — российская, она производит в год чуть больше тысячи тераватт-часов.
В основе дешевого китайского электричества лежит уголь. Эта страна — четвертая в мире по запасам угля. Его в КНР, по данным British Petroleum, более 141 млрд тонн. Однако по добыче угля Китай — первое государство в мире: здесь добывают каждую вторую тонну, или 4,1 млрд тонн из 8 млрд.
Приведем еще одну цифру, показывающую значение угля для экономики КНР. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в общем энергобалансе страны уголь занимает 57%. То есть уголь дает энергии больше, чем вся национальная атомная промышленность, возобновляемые источники, включая гидроэнергетику, добытая и импортированная нефть (Китай — крупнейший покупатель нефти на мировом рынке) и газ, вместе взятые.
Из угля КНР производится 70% электроэнергии. Тепло угля питает гигантскую отрасль черной металлургии, цементное, магниевое, алюминиевое производство. Из угля в Китае производят азотные удобрения.
Неудивительно что ряд мировых массовых производств был вынесен в Китай: там не только «мозолистые трудовые руки», но и дешевая энергия. Эта дешевизна труда и электричества, наряду с эффектом масштаба, и позволяла развитому миру не думать об инфляции последние двадцать лет.
На КНР приходится добыча 80% редкоземельных металлов, 60% лития и кобальта, 53% стали и чугуна, 40% меди, 35% никеля. Список можно продолжать практически бесконечно.
Однако дешевый и доступный уголь в Китае подошел к концу. Средняя глубина шахты в КНР достигла 1200 метров. Для сравнения: в Кузбассе средняя глубина шахты — 200 метров, самая глубокая, Осинниковская, — от 600 до 900. 1200 метров — это знаменитые глубокие шахты Донбасса. Чем глубже шахта, тем выше себестоимость добычи.
Первые признаки угольного истощения в Китае случились осенью прошлого года. Из-за нехватки угля в стране начались массовые блэкауты.
Правительству пришлось останавливать самые энергоемкие производства — магния, алюминия и т. д. Цены на эти металлы взметнулись. Вместе с тем заметно увеличился импорт электроэнергии из России.
Для выхода из сложившегося кризиса были сняты все ограничения, в первую очередь экологические, на добычу угля. Запущены законсервированные шахты.
Для решения угольной проблемы власти КНР принимают беспрецедентные меры. Здесь сегодня строится 14 атомных реакторов, запланировано строительство еще 30. Но добыча природного урана в мире сокращается.
Однако всех этих мер недостаточно.
Даже МЭА признает, что для прироста прогнозируемой генерации стране будет нужно еще больше угля.
Импортировать такие объемы невозможно просто физически. Например, в прошлом году Россия перевезла по Восточному полигону 101 млн тонн угля. Этот уголь застопорил всю дорогу. Но Китаю нужно в разы больше.
Заместить уголь другими источниками ископаемого топлива тоже крайне сложно. Например, для замещения природным газом потребуется порядка 3,5 трлн кубометров в год. Мировой объем добычи газа в прошлом году составил 3,9 трлн кубометров.
Сегодня Китай подошел к краю энергетической пропасти. И вместе с ним к этому краю подошел весь мир.
Цены на первичное сырье будут истерично взлетать и держаться на пиках до момента разрушения спроса. Возросшие цены на энергоносители будут закладываться в стоимость всех товаров, производимых в Поднебесной, а значит, потребляемых в мире. И это инфляция. Не монетарная, структурная. Ее не задушишь ростом ставок, ее можно будет загасить лишь снижением потребления энергии.
Ранее опубликовано на: https://expert.ru/expert/2022/15/na-krayu-energeticheskoy-propasti/
Печать