В минувшее воскресенье сразу в двух странах-союзницах США прошли выборы. В Колумбии во втором туре победил Густаво Петро, став первым левым президентом в истории этой латиноамериканской страны. В то же время во Франции прошли выборы в парламент. И тоже принесли сюрпризы: социалистическая партия Жан-Люка Меланшона заняла сенсационное второе место, набрав почти треть голосов.
Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о том, почему в мире вновь популярны левые идеи.Тренд на «левый поворот» появился в мире не сегодня — сейчас мы просто наблюдаем, как он все больше набирает обороты. В Колумбии социалист Густаво Петро, который только что выиграл выборы, трижды пытался стать президентом, но все время проигрывал. Сейчас же пришло самое удачное время для левой повестки. Глобальные кризисы (пандемия коронавируса и последовавшие за ней экономические неурядицы) изменили предпочтения избирателей по всему миру в пользу тех политиков, которые обещают «больше социальных гарантий».
Причем, такой сдвиг симпатий можно увидеть и среди молодежи, и среди старшего поколения. Экономика Колумбии сильно пострадала во время локдаунов, уровень безработицы и бедности среди населения очень высок. Все это подготовило почву для расцвета социалистических взглядов. Примерно то же произошло и во Франции — среди электората возрос интерес к партиям, которые могут пообещать достойное будущее, работу и стабильность.
В других странах — еще интереснее. Пример Коста-Рики, Чили и Колумбии показывают, что левые научились лучше работать в социальных сетях. Если битва за возрастной электорат велась по классическим лекалам, то умы молодежи захватывают через «Тик-Ток» и другие медиа-платформы. Современный левый политик упаковывает взгляды в привлекательную обертку из танцев и мемов, которые расходятся миллионными просмотрами среди молодых людей. А риторика социальной справедливости воодушевляет вообще всех, кто сильно пострадал во время локдаунов.
Таким образом, мир левеет, потому что ему не хватает справедливости. Люди видят, как лидеры их стран навязывают все новые ограничения, разрушающие привычную жизнь, а сами не соблюдают простые карантинные меры (наиболее яркий пример — британский премьер Борис Джонсон, чьи зажигательные «ковид-вечеринки» чуть было не довели до импичмента — прим. ред.). За последние два года многие простые люди потеряли близких, работу, деньги и надежду на будущее. Левые силы играют на этих настроениях и грамотно проводят избирательные кампании, аккуратно выстраивая диалог со всеми слоями населения и обещая золотые горы. И к 2022 году они пытаются разрушить статус-кво прежних системных политиков и подарить избирателям надежду на изменения. Вопрос только в том, в какую сторону эти изменения будут на самом деле.
Ранее опубликовано на: https://www.kp.ru/daily/70.5/4605153/
Печать