Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о противостоянии китайских и европейских производителей вакцин от коронавируса.Россия — единственный крупный разработчик антиковидных вакцин, который не участвует в глобальной программе COVAX. Это заметно снижает перспективы «вакцинной дипломатии», возможности которой все активнее использует Китай.
Лидер страны Си Цзиньпин заявил, что считает вакцины «глобальным общественным благом». При этом китайские разработчики на фоне подписания новых соглашений о поставках препаратов столкнулись с массированной кампанией по дискредитации эффективности вакцин.
Ряд стран объявили, что на фоне стремительного распространения дельта штамма не намерены использовать китайские вакцины в качестве бустерных, отдавая предпочтение западным. Но чего больше в этом решении: бизнеса, политики или науки?
7 китайских вакцин в ходу, еще 13 — на подходеКитай является пионером разработки антиковидных вакцин: к настоящему времени зарегистрировано уже 7 препаратов китайского производства, и потенциально могут получить регистрацию еще 13, которые находятся на более ранних фазах клинических исследований.
Многие из них созданы государством либо в партнерстве государственного и частного бизнеса. Например, ZBLMB совместно разработана двумя фармацевтическими компаниями и Академией военно-медицинских наук, а Walvax — двумя другими компаниями вместе с Академией военных наук армии Китая.
При этом часть китайских вакцин даже внутри страны предназначена только для экстренного применения (скажем, Minhai). Другие же поставляются в ограниченное число стран: например, Zirivax помимо Китая также идет только в Узбекистан, а WIBP-CorV одобрен за пределами Китая пока лишь в ОАЭ.
Главным же экспортным продуктом остается вакцина компании Sinopharm, которая одобрена для применения в 82 странах планеты (больший список стран-импортеров есть только у 4 вакцин, и все они, естественно, западного производства). По состоянию на 30 июня фармацевтическая корпорация поставила по всему миру более 1 миллиарда доз, заявил председатель правления и исполнительный директор компании Вейдонг Инь.
При этом Китай в качестве перспективного рассматривает и рынок России, где проводились клинические испытания вакцины Convidecia.
Помимо прочего, вакцина Comirnaty (та самая, которая более известна как Pfizer-BioNTech), была разработана в партнерстве с китайской компанией Fosun Pharma. Именно она инвестировала средства в разработку вакцины, а также в ее продвижение и маркетинг. Китай, в соответствие с соглашением разработчиков, должен получить не менее 100 миллионов доз препарата.
Правда, понятно, что такая гигантская партия, которой вполне хватило бы, скажем, на всю Испанию или Аргентину, в масштабах Китая — это капля в море. Более того, Китай сейчас сам настолько нарастил мощности по производству собственных зарегистрированных вакцин, что готов оказывать помощь другим странам.
Рывок в Африку оценили не все. Запад противЕще в октябре прошлого года Китай стал одной из первых стран, которая присоединилась к программе COVAX, запущенной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Согласно данным UNICEF, к настоящему времени по линии COVAX в 135 стран направлено 107,5 миллиона доз. Важно, что ВОЗ одобрил уже 3 китайские вакцины для распространения в рамках программы.
В рамках программы уже заключены юридически обязывающие контракты с производителями примерно на 3,8 миллиарда доз. И, по прогнозам, Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (GAVI), как минимум 1,9 миллиарда доз будут доступны странам-реципиентам к концу года.
Только одна компания, SinoVac Biotech, подписал серию соглашений: до 50 миллионов доз поступят в сентябре, еще 150 миллионов — в четвертом квартале нынешнего года и еще 180 миллионов — в первой половине следующего года. Таким образом, в общей сложности до 380 миллионов доз будут доступны как самофинансирующимся участникам программы, так и тем, которых финансирует альянс GAVI.
Таким образом, официальный Пекин подписал предварительные соглашения о поставках почти 1 млрд вакцин собственного производства. Простая арифметика подсказывает, что это значительно больше, нежели готовы предоставить все другие участники программы COVAX. А большинство из них — западные страны.
Такова вакцинная дипломатия в действии: стоит учитывать, что получателями вакцин в рамках COVAX в большинстве являются африканские государства, на которые Китай сейчас активно пытается распространить свое политические и экономическое влияние
Неудивительно, что на фоне растущего влияния Китая страна столкнулась с массированным информационным противодействием. На фоне подписания официальным Пекином новых соглашений о поставках вакцин в рамках COVAX, сразу несколько крупных и влиятельных западных ресурсов (в частности, CNN, Reuters, The Washington Post) синхронно подвергли сомнению эффективность китайских вакцин.
Впрочем, опыт стран, где препараты используются уже давно (в частности, Чили) показывают: вакцины демонстрируют высокую эффективность в случае не с бессимптомным течением коронавирусной инфекции, а с тяжелыми случаями. Теми, что требуют реанимации, применения аппаратов ИВЛ и ЭКМО.
Ранее опубликовано на: https://svpressa.ru/health/article/304608/
Печать