За 2016–2020 годы доля безвозмездных поступлений центра в структуре доходов почти всех регионов Дальневосточного федерального округа выросла в полтора раза — с 30 до 44 процентов. Тенденция на усиление зависимости от федерального бюджета наблюдалась в целом по стране, но на Дальнем Востоке она выражена гораздо ярче.
По мнению директора Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампреда Общественного совета Ростуризма, эксперта Центра ПРИСП Андрея Максимова, повышение уровня дотационности регионов Дальнего Востока связано с двумя главными обстоятельствами.Первое — несмотря на все предпринимаемые усилия, привлекательность дальневосточных регионов и для жизни людей, и для инвестиций, и для предпринимательской активности оказывается все равно несопоставимо ниже, нежели в других регионах страны по вполне объективным причинам. Огромные расстояния, как правило, тяжелые климатические условия, ненасыщенность рынка потребления (дефицит потребителей, которые могли бы какие-то товары и услуги в достаточном количестве востребовать конкретно на территории дальневосточных регионов). Общая разреженность пространства делает дороже все, что только возможно — от стоимости товаров и услуг до содержания инфраструктуры, и, соответственно, делает не очень выгодной жизнь.
Это объективные факторы, с которыми нам приходится считаться. Перебороть, например, продолжающийся демографический отток из регионов Дальнего Востока могла бы, пожалуй, только какая-то дальневосточная мечта. Совершенно новый образ, который чем-то был бы похож на образ Дальнего Востока в конце XIX века или даже в XX веке, когда большое количество людей ехало за длинным рублем, за новыми землями, новой жизнью — открывать новые для себя и страны пространства, имея для этого очень серьезные, мощнейшие стимулы.
Надо сказать, что пока ничего подобного мы не наблюдаем. Усилия по привлечению инвесторов есть, некоторые результаты есть, но перебороть общий тренд они пока не в состоянии. Это первая причина негативной динамики.
Вторая причина — усиление уровня поддержки регионов со стороны федерального центра. В данном случае активность полпредства, Министерства развития Дальнего Востока и Арктики, привлечение инвесторов — оно осуществляется с помощью очень серьезных вливаний федерального центра. Повторюсь, этого недостаточно для того, чтобы сломить существующие тенденции, но достаточно для того, чтобы уровень безвозмездной помощи был зафиксирован как постоянно повышающийся. Собственно, проявления этого мы тоже наблюдаем здесь.
Из общего ряда в этом смысле объективно, естественно, выбивается Сахалин. Самый богатый, самый обеспеченный и при этом самый компактный регион Дальнего Востока, в котором, с одной стороны, мощнейшие финансовые ресурсы, вполне себе состоявшаяся управленческая команда, а с другой стороны, затраты на содержание инфраструктуры не столь велики, как например, на Чукотке или в Якутии. Где огромные расстояния, крайне неблагоприятный для жизни человека климат и необходимость в очень маленьких и холодных населенных пунктах содержать объекты, без которых жизнеобеспечение населения просто невозможно.
Ранее опубликовано на: https://www.oprf.ru/news/dalnevostochnye-subekty-vse-bolshe-vpadayut-v-ekonomicheskuyu-zavisimost
Печать