Проект Фронтальной стратегии развития страны до 2030 года (ранее — Стратегии социально-экономического развития РФ), разрабатываемый под руководством вице-премьера российского правительства Марата Хуснуллина, предусматривает объединение субъектов РФ путем создания межрегиональных агломераций, фактически размывающих привычные административные границы. По его мнению, такое слияние позволит решить проблему отсталости регионов.
По мнению руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов, председателя Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперта Центра ПРИСП Олега Иванова, с точки зрения аккумулирования в одном месте различных ресурсов — финансовых, кадровых и прочих - подобное объединение, действительно, имеет смысл.Я не удивлюсь, если в обозримой перспективе та же Ленинградская область войдет-таки в состав Санкт-Петербурга. А в Поволжье, например, подобным же образом могут слиться, скажем, Татарстан и Марий Эл, тем более если учесть, откуда родом наш вице-премьер.
- Насколько управляемы окажутся подобные гиганты? Ведь чем громадней конструкция, тем тяжелее ее контролировать.Ну, на самом деле контроль за происходящим у нас осуществляют не столько сами субъекты Федерации, сколько контрольные органы федерального подчинения, так что вне зависимости от того, будут объединяться регионы или нет, они все равно продолжат свою работу. Да и потом, в век информатизации и дистанционного виртуального администрирования прямое управление с помощью каких-то звонков или писем — уже глубоко вчерашний день.
- А с точки зрения социальных конфликтов в этом есть какая-то опасность? Ведь, помнится, возмутились же в прошлом году жители Ненецкого АО, когда узнали, что округ могут слить с довольно депрессивной экономически Архангельской областью. Не могут, скажем, в том же Татарстане подумать — с какой бы радости мы должны «кормить» Марий Эл? Или в Краснодаре высказать недовольство необходимостью поддержки Адыгеи?Вот здесь, скорее, все может быть с точностью до наоборот. Это, предположим, в Марий Эл, на мой взгляд, некоторые группы жителей с ярко выраженными или даже умеренными националистичными взглядами могут выразить некоторое недовольство тем, что их субъект в перспективе лишится своей самостоятельности. Так что здесь я не исключаю вероятности того, что некоторые региональные политические элиты вкупе с некоторой долей электората и отдельными социальными группами будут как-то сопротивляться процессу слияния.
Но в принципе такие очаги вполне можно купировать, особенно если процесс создания мегатерриторий будет сопровождаться народными референдумами. Одобрение избирателей станет серьезным ударом по доводам противников слияния. Впрочем, проявление некоторой социальной напряженности тут все же возможно, поэтому, считаю, властям, и в первую очередь федеральным, следует очень аккуратно относиться к подобным механизмам.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/politic/article/305330/
Печать