В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе заявили, что Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ не сможет направить наблюдателей на выборы в Госдуму из-за требования российской стороны ограничить их число в связи с угрозой распространения коронавируса. «Мы очень сожалеем, что наше наблюдение за предстоящими выборами в России будет невозможным», – заявил директор Бюро Маттео Мекаччи. По его словам, для организации важно самостоятельно определять необходимое число наблюдателей.
Это похоже на спланированную акцию по делигитимации нашего избирательного процесса, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Это попытка переложить на Москву вину за срыв миссии. На самом деле, в отличие от многих других стран, Россия всегда относилась положительно к международным наблюдателям. На предстоящие осенью выборы Россия пригласит представителей различных международных организаций, парламентских структур. На этом фоне поведение БДИПЧ ОБСЕ вызывает удивление. Кстати, в июне первая миссия БДИПЧ уже приезжала в Москву и успела с тех пор опубликовать доклад с крайне тенденциозными выводами о подготовке к голосованию.
ОБСЕ всякий раз пытается прислать в Россию рекордные по численности миссии, хотя в другие страны посылает порой по несколько человек. Так, в США за ходом президентских выборов в ноябре наблюдало всего несколько десятков представителей миссии. Это политика двойных стандартов, в рамках которой электоральные процессы в странах Запада априори признаются эталонными. Якобы участники процесса там настолько сознательны, что не может быть никаких нарушений. При этом размер «армии» наблюдателей, посылаемых в РФ, свидетельствует о недоверии к нашим избирательным процессам.
В США живет значительно больше избирателей, чем в России. Казалось бы, наблюдателей должно быть не 30-40 человек, а гораздо больше – пропорционально численности населения. Но этого не происходит. В данном случае речь идет о предвзятом отношении к России, о презумпции виновности. Если для стран Запада эта миссия – просто пустая формальность, то в Россию приезжают люди, нацеленные на поиск хоть каких-то нарушений.
Решение БДИПЧ - часть кампании по дискредитации сентябрьских выборов в России. Напомню о недавно выпущенном докладе комитета по международным делам Европарламента, в котором заранее допускается возможность непризнания результатов голосования. Все это похоже на звенья одной цепи, на спланированную акцию по делигитимации нашего избирательного процесса.
Истиной причиной отказа БДИПЧ – это отсутствие поводов для громких обвинений в фальсификациях, ведь по степени прозрачности выборного процесса Россия занимает лидерские позиции в мире. На выборы в нашу страну всегда приезжает огромное количество международных наблюдателей, в том числе от общественных организаций. Они и в этот раз будут присутствовать. На избирательных участках, кроме того, будут российские наблюдатели, представляющие разные политические и общественные силы. Будет работать система видеонаблюдения для возможности следить за ходом голосования из общественных штабов. Все эти процессы отработаны до мелочей. Механизм организации выборов в условиях многодневного голосования тоже отлажен. Миссии из БДИПЧ пришлось бы очень сильно постараться, чтобы попытаться найти повод для замечаний.
Отмечу, что в последние годы на голосованиях разного уровня международные наблюдатели фиксируют в России отсутствие каких-либо нарушений. Причем, это происходит на фоне очень неоднозначных избирательных процессов в целом ряде стран, в том числе во время скандальных президентских выборов в США, где международных наблюдателей не допустили на значительную часть территории страны.
Ранее опубликовано на: https://vz.ru/news/2021/8/4/1112324.html
Печать