Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о вызовах, на которые пришлось отвечать главам российских регионов летом этого года.Это уже второе непростое лето для губернаторов, что связано и с коронавирусом, и с электоральными кампаниями – в прошлом году была Конституция и выборы большого количества губернаторов, в этом году – выборы в Госдуму. Нагрузка – высокая, требования – высокие, динамика – высокая. И, тем не менее, мы видим, что губернаторы работают успешно, даже врио, такие, как Мельниченко в Пензенской области, достаточно эффективно справляются с поставленными руководством задачами.
Несмотря на то, что от российских регионов ждали серьёзных последствий третьей (иногда её называли четвёртой) волны коронавируса, усилия, инвестированные в вакцинацию, дали свои плоды. Мы видим, что хотя общий проблемный фон по коронавирусу сохраняется, на местах в большинстве случаев этот вопрос находится на стадии деятельного решения. По крайней мере, все доступные и известные методы используются, и ситуация не такая тяжёлая, как предрекали многие эксперты.
В общем, этим летом коронавирус оставался серьёзным вызовом для региональных лидеров, но губернаторы смогли заниматься и чем-то ещё помимо борьбы с эпидемией.
Чем же были заняты губернаторы в этот период? Некоторые боролись со стихийными бедствиями – лесными пожарами, наводнениями. Но все губернаторы, включая упомянутых, были заняты подготовкой: в девяти регионах – к своим избирательным кампаниям, а в остальных – к избирательным кампаниям в Госдуму и в 39 заксобраний.
Мы видим, что губернаторы делают выводы из поручений президента и его предложений, представленных, например, в рамках прямой линии.
Я бы отдельно отметил эпизод с проведением прямых линий губернаторов – с разной степенью успеха, но, тем не менее, это поручение Путина – на стадии исполнения. Он рекомендовал проводить их минимум раз в год, сейчас сразу пять губернаторов провели «прямые линии»: Бабушкин в Астраханской области, Моор – Тюменская область, Паслер – в Оренбургской области, иркутский губернатор Кобзев, калужский – Шапша. Так что прямая коммуникация, о которой много говорят в центре и ждут от регионалов, начинает выстраиваться и по этому контуру тоже: не только от прямой линии президента у нас зависит жизнь в стране.
Также действуют и другие методы прямого участия губернаторов. Стоит упомянуть Артюхова в Ямало-Ненецком АО, который уже не первый год совершает объезды региона на Жигулях. Достаточно интересная находка, поскольку он непосредственно «въезжает» в проблему. Губернаторы развивают и свою региональную повестку, разрешают трудности и совершенствуют способы коммуникации, в общем двигаются по KPI.
Так или иначе, задача власти – обеспечить открытое и легитимное проведение выборов, не допуская нарушений и провокаций. Губернаторы и этим тоже заняты.
Ранее опубликовано: http://russia-rating.ru/info/19570.html
Печать