Лидер турецкой парламентской Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели подарил Эрдогану карту тюркского мира, в который включена значительная часть территории России. На карте в «тюркский мир» были включены: Казахстан, Азербайджан, Балканы, Киргизия, Узбекистан, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, часть территорий Монголии и Ирана, а также часть регионов Юга России и Восточная Сибирь.
«Я, единственное, что могу сожалеть, что на карте все-таки не стоит большая красная звезда в центре тюркского мира. Он не в Турции, он на территории Российской Федерации, на Алтае, в том священном месте для любого тюрка, откуда они и пошли родом. Это я как тюрколог говорю», — прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков фото президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с картой тюркского мира.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин считает, что подарок карты — это намного больше, чем просто подарок.Тюркский мир — это изначально этнонациональное, культурно-историческое понятие. Никто в здравом уме не откажет в существовании единого тюркского мира, объединяющего народы, объединенные единством происхождения, языка, культуры. Ну так же, как, например, Русский мир или Франкофонный мир.
Именно при Эрдогане концепция тюркского мира приобрела четкий геополитический характер, окрашенный экспансионистской риторикой пантюркизма и неоосманизма. Только в таком контексте и необходимо рассматривать подарок карты тюркского мира, который Бахчели сделал Эрдогану.
Это политический сигнал, причем посланный не только России, но и другим странам, которые оказались на карте, - от Китая до Ирана. Заигрывание Эрдогана с ультранационалистами из партии Бахчели — сам по себе крайне опасный тренд. Еще недавно считавшаяся полумаргинальной, сейчас эта партия (напомню, имеющая еще и военизированное крыло «Серые волки») находится в фаворе. По сути, это сродни тому, как если бы Ельцин в его времена принимал в Кремле лидера известной экстремистской организации.
Но в нынешнем политическом дискурсе Турции, увы, ультранационалистические заявления уже не являются признаков маргиналов. Национал-популизм — это основа риторики Эрдогана, но к ней присовокупляются еще и религиозные лозунги. Формально, религия в Турции отделена от государства, но при этом Эрдоган не только не считает зазорным, но и даже социально одобряемым принимать участие в открытии мечетей.
Как видно, порой подарок карты — это намного больше, чем просто подарок карты.
Печать