В США с увлечением штампуют проекты антироссийских санкций, стремясь перещеголять друг друга в жесткости. Свой проект предложил и республиканец Джим Бэнкс, поддержанный еще 38 конгрессменами. Документ 19 января внесен на рассмотрение, однако пока официально не опубликован.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает крайне маловероятным, что законопроект Джима Бэнкса и Ко получит поддержку хотя бы в нижней палате Конгресса.Этот законопроект, скорее всего, разрабатывали с совершенно иными целями. Его нужно рассматривать как часть предвыборной кампании республиканцев. Напомню, что этой осенью в США пройдут промежуточные выборы, от исхода которых зависит распределение мест в Палате представителей. В 2018 году республиканцы лишились большинства в нижней палате парламента, в 2020 году потерпели поражение на выборах президента. Они решительно настроены взять реванш в ноябре 2022 года.
Один из традиционных способов обеспечить себе прирост голосов — начать обсуждение абсолютно популистского и априори нереализуемого законопроекта. Инициатива Джима Бэнкса — это своеобразная вариация воплей Владимира Жириновского, обещающего с парламентской трибуны «расстреливать и вешать» людей, с которыми глава ЛДПР будет интеллигентно беседовать всего пару часов спустя после заседания Думы.
Даже если предположить, что эти санкции будут реализованы, они будут носить скорее символический характер. Крайне сомнительно, чтобы после событий последних лет у Кремля не было «запасного плана на случай провала запасного плана» в случае введения такого рода ограничений.
Также нужно отдавать себе отчет относительно реального положения России в глобальной «табели о рангах». С точки зрения экономического, научно-технологического и военного потенциала на данный момент Россия слишком уступает США и ее союзникам, чтобы отказаться от диалога с Вашингтоном даже в случае откровенно хамского поведения «партнеров». Российская экономика носит экспортно-ориентированный характер и критически зависит от поставок сырья и полуфабрикатов на западные рынки.
В Кремле сидят не истерики, готовые «хвататься за топор» при первом намеке на оскорбление. Россия не решилась открыто вмешаться в конфликт на Украине в 2014—2015 годах, (хотя тогда ее армия прошла бы через позиции ВСУ, как нож сквозь масло). Москва не отреагировала адекватно на ракетную атаку американцев на Шайрат и, по большому счету, простила Анкаре сбитый штурмовик. Равным образом Россия не отреагировала на вторжение Турции в ее традиционную «сферу влияния» во время реанимации конфликта в Карабахе.
И это говорит о прагматизме, а не трусости. Россия интегрирована в глобальную экономику в качестве младшего партнера США и Евросоюза. В этих условиях любые телодвижения за пределами ритуальной «игры мускулами» превращаются в «самострел».
Само по себе принятие законопроекта не будет означать объявление войны. Победа в такой войне была бы равнозначна для любой из сторон экономической катастрофе. Трудно представить себе достаточный мотив для начала такого конфликта. Опять же, будем помнить о том, что современная Россия — это не послевоенный СССР и не Китай версии-2022. Разница потенциалов противников слишком велика и очевидна. Равным образом сложно представить, что российские элиты решатся собственными руками уничтожать основные рынки сбыта для своих компаний.
Москве сегодня лучше вспомнить горькие уроки Берлинского конгресса 1878 года. Огромная территория и славные победы в прошлом сами по себе ничего не гарантируют государству. В начале XX века у Китая было и то, и другое, что не помешало соседям перекраивать карту Поднебесной границами «зон интересов». Если ты хочешь, чтобы «партнеры» обращались с тобой вежливо — «качай» экономические мускулы, развивай социальную сферу, двигай вперед технологическое развитие и конвертируй достигнутое в военную мощь и «мягкую силу». Экономическая отсталость, пожалуй, единственный порок, который не прощают политическим игрокам на международной арене.
Европейцы наверняка постараются лавировать между участниками конфликта, но ключевым партнером для них, безусловно, останется США. Не стоит переоценивать зависимость ЕС от импорта российских товаров. Европа — это один из наиболее богатых регионов мира, попытки давить на нее со стороны поставщиков сырья в среднесрочной перспективе обречены на провал.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/world/article/322758/
Печать