За время специальной военной операции (СВО) основной удар сейчас приходится на «прифронтовые» регионы. Так, уже неоднократно совершались удары по Белгородской, Брянской и Курской областям.
Сколько полномочий при такой ситуации могут взять на себя главы регионов? Насколько оказалась устойчива и жестко скреплена вертикаль власти, которая создавалась в последнее десятилетие правления президента Владимира Путина?
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Алексей Куртов:В нынешних условиях вся вертикаль власти перестраивается и модернизируется в соответствии с новыми политическими и экономическими условиями, закладываются новые управленческие решения.
С точки зрения получения экономической прибыли такая система с самого начала была не очень эффективна, но она работала. Проблема в том, что эта система создавалась в условиях сытых годов, когда не было кризиса, бюджет был в профиците.
Главным критерием для системы была не скорость, а ее устойчивость и управляемость – и с этой точки зрения она казалась эффективной. Но сейчас время изменилось, в критической ситуации система демонстрирует свою несогласованность. В принципе проверку кризисом проходят все системы, пока страна живет в более или менее привычном режиме, но результаты серьезной проверки эффективности вертикали станут очевидными где-то через полгода.
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев:Выстроенная вертикаль власти оказывается эффективной только при принятии самых простых решений, тогда при команде сверху все быстро исполняется до самого низа. Но при принятии более сложных решений реальная картинка отличается от того, что нам говорят о вертикали как о панацеи от всех проблем. Она оказывается малоэффектиной по причине того, что более сложные решения требуют конкретики и механизмов, а единый центр принятия решений не может заниматься всеми вопросами сразу. И тогда такая управленческая система попадает в ступор.
Сейчас самое главное аппаратное качество для чиновников – это умение перекладывать ответственность на другого. А когда нет ни конкретной команды, ни возможности переложить ответственность, тогда губернаторы не спешат исполнять вышестоящие решения, поскольку боятся проявлять даже самую минимальную инициативу.
Так и получается, что когда федеральный Центр дает распоряжения относительно важных для него решений, например, провести повсеместно митинги в поддержку спецоперации и разместить везде на государственных органах букву «Z», то это выполняют. Что же касается жизни людей, то тут система дает сбой. Сверху, конечно, идут распоряжения вроде «увеличить количество молока и мяса» или «сохранить рабочие места и не допустить падения уровня жизни», но не поступает указаний о механизмах исполнения.
Материал полностью на: https://www.ng.ru/politics/2022-04-17/1_8419_vertical.html
Печать