Глава Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин – о лесных пожарах в Рязанской области. Лесные пожары носят сезонный характер. Мы понимаем, что сейчас аномально теплое лето, и логично, что именно в силу природного фактора возникают пожары. Они есть на востоке Сибири, и, конечно, там масштаб пожаров гораздо больше, чем в средней полосе России.
Просто здесь у нас другой уровень организации, другая плотность населения, и если там мы видим только масштабные пожары, на которые обращаем внимание, когда они подходят к крупным населенным пунктам, то в Москве, если в центральной России происходит какое-то более значительное возгорание, это тоже становится заметно. От Рязанской области до Москвы меньше 400 километров, поэтому зона распространения примерно полтора дня в зависимости от ветра и метеоусловий.
Эта история обычная, и мы помним торфяные пожары 2010 года. Они были в Подмосковье, и на самом деле в тот момент находиться в Москве было совсем неприятно. Эту проблему решили: торфяники залили водой, и сейчас такой проблемы нет.
То, что пожары появляются, носит в основном природный характер, но при всем этом, если говорить конкретно про Рязанскую область (там сейчас подробно разбираются коллеги из Минприроды России и госкомиссии правительства), то есть и факты поджогов, в том числе антропогенный фактор.
Глобально, конечно, это все-таки природного свойства. Если весенние пожары еще имели антропогенный фактор с точки зрения неумелого ведения сельского хозяйства (несанкционированного отжига), то здесь это в основном природного свойства — просто жарко в городе.
Ситуация, кстати, неуникальная. В Европе аналогично, там рекордное количество пожаров, порядка 900 тысяч гектаров сейчас горит в Европе. У нас цифра больше: порядка 3 миллионов гектаров по последней информации МЧС, но у нас просто площадь страны несколько иная, уж побольше, чем европейская.
Конечно, пожары связаны с природным свойством. Вопрос, насколько эффективно, умело и своевременно действуют коллеги. У нас сейчас достаточно сбалансированная система, она не идеальная, но, чтобы вы понимали: бюджет пожаротушения в России в прошлом году был 6 миллиардов рублей, а в этом году — 14! Фактически больше чем в 2 раза увеличилось количество средств, которые федеральный бюджет тратит на эту деятельность.
Была докуплена новая техника, был укомплектован штаб, но при этом все равно люди, которые работают в Росавиалесоохране, работают в режиме подвига, особенно с учетом зарплат, которые им платят. Но сейчас все-таки и федеральная власть обратила на это большое внимание, и московские власти, и подмосковные власти помогают коллегам в Рязани. Это все можно решить.
То, что это дошло до Москвы, как вы понимаете, больше фактор, так скажем, эмоционально-политический, с точки зрения отрасли. Это обычная ситуация для средней полосы: более жаркое лето, где-то обязательно произойдет пожар. Если это дошло до Москвы, на это сразу обратили внимание, поскольку здесь совершенно другое количество медиаресурсов это все освещает. Да и руководство страны здесь находится.
Понятно, что для профильных чиновников сейчас такая жаркая пора, даже не в смысле погоды, а в смысле бюрократического внимания. После совещания у президента, которое прошло 24 августа, к этому сейчас огромное внимание.
Так что я здесь не вижу ничего такого уникального: обычные природные пожары, просто жаркое лето, и в России все примерно одинаково.
Ранее опубликовано на: https://publico.ru/opinions/problemu-2010-goda-reshili-torfyaniki-zalili-vodoj/
Печать