После того как в московском метро в начале 2023 года запустят Большую кольцевую линию (БКЛ), столичные власти скорректируют программу развития транспорта Москвы.
Глава Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин – о том, что мэрия Москвы после запуска БКЛ пересмотрит планы по строительству метро.Появление новых дорог существенным образом меняет транспортные потоки по ранее проложенным дорогам. Запуск МЦК, например, позволил заметно изменить движение пассажиропотоков в городе. Кстати, многие эксперты не верили, что это возможно – говорили, что МЦК ничего не решает. Но оно решило. Также как и многочисленные проекты по обеспечению связности дорог через хорды, при всей их спорности, сложности выбираемых маршрутов с точки зрения сложившейся жилой структуры и переживаний людей по поводу зеленым насаждений. Это реально помогло обеспечить связность большого количества магистралей.
Поэтому я думаю, что запуск еще одного Кольца изменит пассажиропоток. Это совершенно очевидно разгрузит действующую радиальную систему, когда люди пересаживаются на этот вид транспорта. Надо ли будет после этого менять какую-то глобальную транспортную концепцию города? Мне кажется, что она почти со времен прихода Сергея Собянина и Максима Ликсутова, то есть с 2010-2011 годов, никак существенно не меняется. Все, что возможно было сделать из разумных предложений, делалось – включая даже принятие непопулярных решений.
Разумным было выделение полос для общественного транспорта – разумность этой меры признают, кажется, все эксперты. Запуск электробусов критиковался достаточно активно – но это все-таки позитивная с точки зрения экологии города мера. Запуск МЦК, чтобы ни говорили местные жители на каких-то конкретных территориях, дал для транспортного развития города очень много. А если говорить о мерах непопулярных, то тут сразу приходит на ум создание парковочных пространств в Москве. Если помните, были времена, когда у нас не было парковочных пространств – парковка была хаотичной. И для центральной части города это было катастрофой.
Люди ставили машины кто как хотел, и это никак не контролировалось. Нередки были случаи, когда человек ставил автомобиль так, что тот мешала проезду транспорта, и уходил. Нет, конечно, никто не обрадовался самой идее, что за парковку надо платить. Но это было сделано – и возымело позитивный эффект. Есть, наверное, еще целый набор локальных неудобств, ситуаций, которые было бы исправить, но которые не касаются транспортной ситуации в городе в целом.
Есть и проблема увеличения объема улично-дорожной сети, которая затрагивает весь город – у нас неидеальное соотношение площади и города к размерам дорожно-транспортной сети. Но Москва – сложившийся город, мы же не можем его полностью перестроить. Есть и ряд предложений, которые еще могут повлиять на ситуацию – например, использование «умных» светофоров, которые реагируют на параметры транспортного потока. Говорят, что эту систему уже внедрили, но не похоже, чтобы уже во всем городе.
Но, в общем, сделать еще что-то существенное, не перестраивая город, невозможно. Единственное, что еще можно, – это
сделать город не моноцентричным, как он рос, а полицентричным. И это уже пытаются делать. А что-то еще концептуально менять в городской транспортной системе, мне кажется, смысла нет.
Ранее опубликовано на: https://davydov.in/everything/aleksandr-zakondyrin-moskva-chto-to-eshhe-konceptualno-menyat-v-transportnoj-sisteme-moskvy-mne-kazhetsya-smysla-net/
Печать