Гибель иранского генерала Касема Сулеймани в результате нападения с воздуха американских военных серьезным образом накалило обстановку на Ближнем Востоке. Привычка США использовать Иран в качестве разменной монеты во внешней политике сегодня усложняется фактором президентских выборов за океаном и намерением Дональда Трампа прибегнуть к обострению ситуации в отношениях с Тегераном в интересах своей избирательной кампании.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов отмечает склонность иранского общества к западным ценностям, всецелому проникновению которых мешает враждебные действия США, толкающие Тегеран к ответной агрессии.Убийство целенаправленным ударом американских ВВС Касема Сулеймани, командующего спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР), на мой взгляд, напрямую связано с президентскими выборами в Соединенных Штатах, намеченных на ноябрь 2020 года. К этому времени Дональд Трамп должен предпринять какие-то заметные усилия для своего переизбрания. И обострение ситуации в отношениях с Ираном отвечает интересам избирательной кампании американского президента.
Ничто не консолидирует нацию лучше, чем наличие внешнего врага, которым для США, безусловно, является Иран, который также, по всей видимости, готов идти на обострение. Все это повышает рейтинги Трампа. На руку американскому лидеру сыграет и возможная победная военная кампания. Сюжет известного американского художественного фильма «Плутовство» (1997) построен вокруг угрозы со стороны выдуманной албанской террористической группировки, которая должна помочь вовлечь США в войну и тем самым поднять рейтинги президента.
Горячая фаза военного противостояния США и Ирана все же маловероятна, но убийство известного военачальника не останется без ответа со стороны Тегерана. Сегодня ночью Иран якобы даже обстрелял крылатыми ракетами американские военные базы в Ираке, что, по последней информации, не привело к жертвам среди американских военнослужащих. Иран на этом не остановится, поэтому следует ожидать последующие активные действия и американский ответ на них. Также маловероятно, что в этот конфликт втянутся Ирак или Израиль, тем более что последнему сейчас не до военных действий на фоне перманентного политического кризиса и бесконечных выборов. Хотя наличие внешнего врага в лице Ирана способно консолидировать и израильскую нацию, существует опасность втягивания в войну и других внешних, недружественных Израилю сил в лице ливанской «Хезболлы» и Палестины.
По своему опыту пребывания в Иране и наблюдений за местной жизнью замечу, что Иран неуловимо напоминает поздний Советский Союз, когда с трибун говорят одно, а на кухнях люди обсуждают иное. В Иране заблокированы иностранные соцсети, но все ими пользуются через VPN, точно такая же история с государственным телевидением, когда у многих иранцев есть спутниковые тарелки, которые делают доступным западное телевидение. Вообще западный образ жизни постепенно начинает превалировать над фундаментальными исламскими ценностями, и, на мой взгляд, если бы не агрессивная политика США, Иран давно бы сменил свою внешнеполитическую линию на менее агрессивный подход. Но враждебные действия США, в том числе убийство Сулеймани, только стимулируют антиамериканские настроения в иранском обществе.
Печать