Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП
Алексей Левин – о шансах
победить бедность в России и ожидаемых действиях властей в этом направлении.
Ожидается, что 15 января одной из главных тем очередного послания президента России Федеральному Собранию станет бедность. Точнее – борьба с этим позорным социальным явлением.
Не секрет, что 2020 год будет очень сложным для власти. Несмотря на бодрые рапорты Росстата, россияне говорят об ухудшении жизни в стране. А это чревато непредсказуемыми результатами на региональных и местных выборах. И самое страшное, отмечают многие эксперты, что основная масса бедняков – это так называемые «работающие бедные»: семьи с детьми, бюджетники, чья заработная плата не выше прожиточного минимума и некоторые другие категории избирателей.
Люди ждут не просто обещаний, а конкретных мер. И они, эти меры, конечно, появятся. Может даже будет объявлено
о новом нацпроекте. Кандидаты в губернаторы и депутаты обязательно включат в свои предвыборные программы пункты, посвященные этой неравной борьбе. Будут цифры, посты, сюжеты об адресной помощи нуждающимся. Будут и отчеты. Наверное, даже местами радужные.
Но получится ли на самом деле победить бедность? Сможет ли один нацпроект исправить то, что «наворочено» за прошедшие годы: повышение ставки НДС, высокие налоги (в том числе на заработную плату, отчего воют работодатели), постоянный рост цен на продукты и услуги ЖКХ, давление на бизнес, налогообложение самозанятых? Ну и международные экономические санкции пока никто не отменял.
Не будем строить иллюзий. Искоренить бедность будет сложно, даже если «крестовый поход» против нее объявят 15 января. Во-первых, сложно потому, что нужна огромная политическая воля (и это в период транзита власти). К тому же в текущем году есть другие, более интересные темы, например, юбилей Великой Победы и соблазн «пересесть» на эту повестку очень велик. А во-вторых, нужно четко сказать людям, нашим измученным гражданам, какого результата высшие руководители страны хотят добиться. Мы постоянно слышим, что мы бедные, но не понимаем насколько. Хочется знать, что будет считаться успехом этой нелегкой борьбы. Зарплата в 100 тысяч рублей, своя собственная квартира, две машины в каждой семье, айфон у каждого ребенка или что-то еще?
Давайте вспомним французского короля Генриха IV. Почему его помнят и почитают? Да потому, что он пообещал французам, что каждый крестьянин по воскресеньям будет иметь возможность поесть курицу, сваренную в горшке. Вот такое тогда было мерило благосостояния. И каждому чиновнику государства было понятно, к каким показателям стремиться. И спросить с этого каждого чиновника король мог очень и очень жестко.
Конечно, уже сегодня в стране существует огромное количество адресных социальных программ, призванных бороться с бедностью. Есть программы для лиц пенсионного возраста, для многодетных семей, для детей-инвалидов. Государство пытается помочь тем, кто балансирует на грани выживания. Но точечными мерами бедность не побороть.
Любой «диванный экономист» сходу даст вам кучу рецептов «лечения» бедности. Нужно, скажет он, поднимать экономику, повышать производительность труда и ВВП, создавать новые рабочие места, увеличивать заработную плату и прочее-прочее-прочее. И, безусловно, будет прав. Только там, где людям дают не готовую рыбу, а удочку, да еще позволяют этой удочкой ловить эту самую рыбу, возможно справиться с бедностью. Граждане, которые могут сами себя обеспечить, вряд ли будут нуждаться. Увы, пока под тяжелую руку государства как раз попадают именно они. Это про давление на бизнес и «перепись» самозанятых.
В общем, в какой форме будет протекать борьба с бедностью, мы узнаем совсем скоро. Тогда и сможем в полной мере оценить серьезность предлагаемых мер.
Печать