Содержание выступления Владимира Путина в президентском послании Федеральному собранию свидетельствует о его намерении сделать российскую политическую систему более сбалансированной, передав часть полномочий от президентского центра силы в пользу исполнительной и законодательной власти.
Предложения президента об изменениях в основном законе страны очевидным образом меняют контур российской власти, уверен руководитель Центра Электоральных Практик, эксперт Центра ПРИСП
Сергей Поляков.
Послание президента Федеральному собранию ознаменовало собой окончание застоя в российской политике. Мы стали свидетелями нового этапа конституционного развития, начала транзита власти.
Самая главная часть послания –
изменения Конституции страны, предложенные Владимиром Путиным. Если вынести за скобки вопрос о примате международного права, являющегося основополагающим, все остальные предложения президента очевидным образом меняют контур российской власти. До предложенных изменений у нас в стране была суперпрезидентская республика, отныне перекос в пользу президентской власти будет нивелирован за счет возрастания роли Госдумы, Совета Федерации, Госсовета (напоминающего Совфед образца 1995- начала 2000-х годов).
Речь идет о неком сценарии ухода Владимира Путина с поста президента и сохранении его в каком-то виде в политическом пространстве страны после 2024 года. Отставка правительства Дмитрия Медведева сразу после послания президента стала для многих, и для меня в том числе, довольно неожиданным событием. Эксперты достаточно давно говорили о том, что если Владимир Путин решит не оставаться пожизненно президентом, а, следуя букве Конституции, после вторых двух сроков передаст пост преемнику, то вряд ли оставит ему те колоссальные полномочия, которыми обладал сам по Конституции 1993 года. Этот вариант основного закона страны писался в 1993 году после известных событий под конкретного человека, и когда в адрес его авторов звучала критика о том, что президент наделяется колоссальными полномочиями без сдерживающих механизмом, они отвечали, что Борис Ельцин – «демократ», который не станет диктатором и не ввергнет страну в тоталитарный режим.
Путин прекрасно понимает, что оставлять такие огромные полномочия преемнику не следует, памятуя о том, что таким сильнейшим инструментом можно как добиться реальных свершений, так и натворить множество бед. По всей видимости, свое политическое будущее после ухода с поста президента, намеченного по плану на 2024 год, действующий глава государства связывает с Госсоветом. Какими функциям будет наделен этот орган, какой будет его роль в системе разделения властей – на сегодняшний день не очень понятно. На мой взгляд, Госсовет будет достаточно авторитетным органом, который окажет серьезное влияние на политическую жизнь страны, станет своего рода моральным авторитетом.
В сухом остатке мы видим, как очертился контур будущей власти в стране. Было много разговоров о том, каким образом будет осуществляться транзит власти, в итоге мы пришли к казахскому варианту, коллективному «елбасы». Теперь мы с уверенностью можем констатировать, что пятого срока Путина на посту президента, по всей видимости, не будет. Он останется в политике в качестве всевидящего «ока», в то время как политическая система в России получит другие очертания. По моему мнению, это положительный момент: каким бы ни был президент, серьезный перекос в пользу его полномочий накладывает отпечаток на всю политическую систему, все институты которой за исключением института президентской власти фактически оказываются недееспособными, в результате чего такая система подвержена серьезным рискам. Более сбалансированная система власти, с независимым правительством и парламентом, гораздо более устойчива, поэтому настройка баланса от президентского центра силы в пользу исполнительной и законодательной власти политической системе России пойдет только на пользу.
Печать