Международный сервис Numbeo представил «Индекс стоимости жизни» в 442 крупных городах мира, среди которых 23 российских. По оценкам авторов рейтинга, самым дорогим городом Юга России оказался Волгоград (321 место в списке), где для жизни обычной семьи среднего класса из четырех человек требуется около 104 тыс. рублей в месяц, в Ростове-на-Дону (332 место) – 103,6 тыс., в Краснодаре (355 место) – 101,5 тыс.
Главный редактор «Акценты», политолог, эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин отмечает, что в разных странах в понятие прожиточного минимума включают такие категории, которые в России с ее вечной бедностью покажутся «излишествами».Обратил внимание, что публикация рейтинга Numbeo породила активную дискуссию в соцсетях – жители городов России, упомянутых в нем, ожидаемо высказывались: откуда, мол, такие цифры. Думаю, похожую реакцию это вызвало бы, скажем, в Индии, Китае, Турции. То есть в странах, где господствует совершенно иной подход к оценке уровня жизни граждан, нежели в Западной Европе и США.
Мы сталкиваемся с разной трактовкой самого понятия "прожиточный минимум". В России он формируется по физиологическому принципу: сколько нужно купить и съесть, чтобы просто не умереть с голоду. Причем другие траты, которые всегда есть у граждан (скажем, на оплату мобильного телефона или проезд в маршрутке), в него не включают.
В западных странах к определению прожиточного минимума подходят совсем по-иному – не по физиологическим, а по социальным критериям. То есть сколько нужно денег, чтобы обеспечить "достойное человека существование для него самого и его семьи" (см. статью 23 Всеобщей декларации прав человека).
Поэтому в разных странах в ПМ включают такие категории, которые в России с ее вечной бедностью покажутся "излишествами всякими": например, в Нидерландах – покупку цветов, а в Швеции и Дании – оплату детского сада.
Авторы рейтинга из Numbeo оценивают даже не сам минимум, а уровень расходов для нижней части среднего класса (в разных городах России, согласно Росстату, к ней относится от 20 до 30% населения). И такой подход представляется вполне адекватным – по крайней мере, более реалистичным, нежели лишенный уже всякого содержания ПМ, которым оперируют официальные власти.
Печать