В последнее время активно развивается
тема, касающаяся эпидемии вируса 2019-nCoV в Китае. Напомним, в конце декабря китайские власти сообщили о вспышке пневмонии неизвестного происхождения в густонаселенном городе Ухань (провинция Хубэй). В конце января премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение
о закрытии границы на Дальнем Востоке в качестве меры по предупреждению распространения коронавируса.
Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП
Максим Шанин анализирует информацию об эпидемии коронавируса и обращает внимание на явную неадекватность принимаемых мер заявленным масштабам бедствия.
Эпидемия пока ещё малопонятного коронавируса в КНР находится в нашей стране на периферии общественного внимания. Проверили каких-то простуженных китайцев - вроде в самом деле простудились. Наши, кто из Китая вернулся, тоже оказались здоровы. Конечно, есть определённые неприятности по туристической линии, возникла некоторая напряжённость с авиаперевозками, поговаривают о возможных сбоях поставок из Китая по отдельным товарным группам, но в целом всё спокойно. Не задело нас пока - и слава Богу, а случится что, тогда примем необходимые меры.
Руководство РФ тоже делает похожие заявления, по крайней мере, публично. Схожим образом действуют и другие страны. Ограничение авиасообщения в основном "рассматривается", эвакуация объявлена только из эпицентра эпидемии, да и то далеко не всеми, и для желающих. Американцы со своих за вывоз деньги, говорят, немалые берут, побольше стоимости авиабилетов. Правда, Грузия полностью прекратила полёты в Китай, а Литва приняла решение полностью эвакуировать своих граждан и обратилась для этого за помощью к Франции. Но много ли грузинских самолётов летало в КНР и много ли там находится литовцев, неизвестно.
По линии ВОЗ чрезвычайной ситуации не объявлено, хотя создана специальная комиссия, и исследования вроде ведутся, созвано новое заседание. Стали даже поговаривать (не в научной и не в медицинской среде, конечно), что вирус этот китайский и действует только на китайцев. Конечно, глядя на карту распространения болезни, можно сгоряча прийти к такому выводу.
Между тем, вполне вероятно, что мы сейчас наблюдаем одно из главных событий текущего года, а его последствия могут распространяться гораздо далее. И, кстати, о происходящем нам известно довольно мало, а ситуация напоминает слоёный пирог, из которого время от времени ещё и выпрыгивают какие-то чёртики. Попробуем присмотреться ко всему этому повнимательней и разложить по полочкам имеющуюся скудную информацию.
Конечно, сразу обратила на себя внимание явная неадекватность принимаемых мер заявленным масштабам бедствия. Ну, вирус какой-то, определённое количество заболевших и подозреваемых в этом, дал не слишком высокую смертность. Природа не совсем понятна, но вроде похоже на пневмонию. Так от обычной пневмонии во многих странах люди каждый год мрут, к сожалению, как и от гриппа. Однако же мы не слышим там о мерах противодействия, подобных китайским. А тут - целый многомиллионный город переведён на осадное положение. Причём не в шутку.
Мало что поезда не останавливаются да самолёты не летают. Перекрыты все ведущие в Ухань автострады, а туннели для верности закопаны. В буквальном смысле. Внутри города ходят какие-то люди в скафандрах, а обычным гражданам за отсутствие повязки на лице грозит арест и последующее наказание. За десять дней якобы возводятся полностью укомплектованные инфекционные больницы. Говорят о закрытии нескольких других городов, а те или иные ограничения уже дошли до Пекина и Шанхая. А они от несчастного Уханя далеко. Возникли проблемы даже с празднованием Нового года.
Прямо кино американское, в общем, только там в подобных случаях не закрывают Чикаго или Сан-Франциско. Говорят, что до последнего времени случаев заболевания не было отмечено лишь в Тибете и СУАРе. Одновременно последним городом, куда ещё можно было улететь из Уханя, был Урумчи, как раз столица СУАРа. Наверное, чтобы другим провинциям обидно не было, а то что они там здоровые ходят.
Столь беспрецедентные меры безопасности в сочетании с очень ограниченной информацией о происходящем породили ряд весьма смелых версий и предположений. Одни из них касаются реальных масштабов эпидемии. Вроде как власти преуменьшают и число заболевших, и число жертв, а на самом деле такое творится! Впрочем, нет этому ни конкретных подтверждений, ни официальных опровержений. Другие подозревают, что власти КНР скрывают суть происходящего. У тебя там, мол, не закрытый, а открытый перелом. Тут не буду пугать читателей подробностями, но отмечу одно любопытное обстоятельство. В состав уже упоминавшейся выше комиссии ВОЗ от нашей страны вошёл крупнейший специалист по чуме.
Хотя, возможно, это простое совпадение.
Конечно, эпидемия любого мыслимого размаха не сможет нанести КНР критического урона и будет тем или иным способом локализована. Но это не значит, что такие события не повлекут за собой различных последствий, порой далёких от болезней. Говорят, к примеру, что такая избыточная реакция китайских властей базируется на опыте, извлечённом из эпидемии атипичной пневмонии начала нулевых. Там, кстати, показатели смертности были существенно выше объявляемых ныне. Считается, что тогда местные власти всячески скрывали и замалчивали масштабы бедствия. И это помешало вовремя сориентироваться и задушить заразу. Негативный опыт того времени много изучался и осмысливался, вот теперь, быть может, и закрутили гайки слегка сильнее необходимого. Но в таком серьёзном деле лучше перестраховаться.
Не знаю. Читал я тут про пресс-конференцию мэра Уханя и губернатора провинции Хубэй, чьим административным центром город является. Мероприятие посвящено было как раз распространению вируса. Выглядели чиновники так себе. Путались в цифрах, отказывались от своих же слов, несли много другой околесицы. Дотошные зрители отметили, что один сидел без маски, а другой нацепил её неправильно. Это когда город был уже несколько дней наглухо перекрыт. Мэра, правда, потом вроде сняли, а ситуацию теперь курирует лично премьер Госсовета. Тут всё, конечно, серьёзнее выглядит: халаты, шапочки, повязки, экраны с диаграммами. Центр управления полётом. Но, в общем, отдаёт всё это чем-то родным. Не думаю, что наши региональные власти смотрелись бы в похожей ситуации намного ярче. Потом, конечно, пришла бы помощь с неба, и кого-нибудь бы тоже уволили.
Такое развитие событий позволило, однако, другим наблюдателям прийти к своим смелым выводам. Всё это резкое обострение внутренней борьбы в КНР! Далее следует набор труднопроизносимых фамилий с описанием того, кто стоит за чьей спиной. Сюда же можно отнести информацию о том, что в Ухане, оказывается, существует центр вирусологии и ещё что-то, тоже подчиняющееся НОАК. Армии, то есть. Причём сотрудники центра якобы были в числе первых заболевших. Вот и сложилась-то картинка! Но здесь мне как раз видится большой изъян всей конструкции. Если бы на фоне обострившейся борьбы вдруг кто-нибудь столь нелепо выстрелил себе в ногу, то невозможно было бы себе представить, чтобы этим никто не попытался воспользоваться. Да и в целом устраивать эпидемии в целях внутрипартийной борьбы кажется немного избыточным даже для КНР. Иностранные инвесторы могут не понять.
Вместе с тем полностью игнорировать внутриполитический фон драматических событий в Ухане я бы не торопился. Уж больно интересным местом является эпицентр эпидемии. С историей. В Китае, как и во многих других странах, принято приклеивать ярлыки уроженцам тех или иных мест своей страны. Эти, мол, хитрые, те жадные, ну а третьи глупые. Выходцы из провинции Хубэй и конкретно Уханя по такой терминологии были бы, наверное, буйными. Считается, что именно здесь в 1911 году началась китайская революция. В 30-е годы контролировавшийся коммунистами город стал очагом необычайно напряжённой внутрипартийной борьбы. Отголоски её, говорят, до сих пор заметны в высших кругах КПК, где своеобразные династии не являются редкостью. В годы культурной революции протесты в Ухане достигли такого размаха, что для их подавления пришлось вводить войска. Это стало единственным случаем за весь тот период. В общем, если нынешние события и являются стечением обстоятельств, то достаточно многие такому, думаю, не расстроились.
А есть и такие, что откровенно обрадовались. Хотя и трудно в это поверить, но мусульманские круги ряда стран считают эпидемию коронавируса карой божьей за притеснения пекинскими властями мусульман в том самом СУАРе, в котором вроде даже не заболел никто. Вообще репутация КНР в исламском мире весьма неоднозначна, невзирая на наличие давних союзников. И вот лишнее тому подтверждение.
Конечно, эпидемия уже стала очень плохим событием для Китая, даже если с ней будет победоносно покончено в самое ближайшее время. Не только потому, что болеют и умирают люди, колоссальное перенапряжение испытывают все системы государства, от инфраструктуры до политики, страна вынуждена закрываться на замок, а весь масштаб последствий даже трудно себе сейчас представить. Плохо прежде всего то, что люди и животные болеют и гибнут в КНР вновь и вновь. Ведь и птичий грипп, и атипичная пневмония тоже оттуда. А знатоки темы могут вспомнить ещё и азиатский грипп, и гонконгский.
Такое ли значение имеет, сама страна раз за разом наступает на арбузные корки или ей подсовывает их кто-то извне? Очень уж хрупкой конструкцией может вдруг стать внешне такой мощный Китай, и это видит множество заинтересованных глаз по всему миру. Надеюсь, в КНР это хорошо понимают.
Печать