Публицист, историк
Артем Кирпиченок – об американском понимании урегулирования палестино-израильского конфликта и порождающем проблемы
проекте Дональда Трампа «Сделка века».
Если короли Арканар, приходя к власти, шли воевать богатых баронов, сидящих в горах, то президенты США, вступая в должность, считают своим долгом выдвинуть план урегулирования палестино-израильского конфликта. «Мирный процесс в Осло», «Дорожная карта», а вот теперь «Сделка века». Как опытный шоумен Дональд Трамп дал своему детищу максимально звучное название, которое вызвало интерес политиков и СМИ. Ходили слухи о глобальных изменениях карты региона, миллиардных инвестициях, передачи части палестинских земель Иордании и т. п.
Реальность оказалась куда более прозаичной. - Дональд Трамп просто удовлетворил все пожелания израильской стороны. Создание палестинского государства, расколотого на бантустаны, демилитаризованного и полностью зависимого от Израиля откладывается на неопределенный срок. Территории, застроенные израильскими поселениями, передаются Тель-Авиву. Иерусалим остается столицей Израиля, а в качестве палестинской столицы объявляются несколько палестинских пригородов этого города. На территорию «Палестинского государства» может вернуться только самое ограниченное число беженцев.
Утешительной вишенкой для торта могут служить 50 миллиардов долларов, которые Палестине может быть дадут страны Персидского залива. А могут и не дать. У них своих расходов много.
Не надо быть выдающимся политологом и востоковедом чтобы понять два момента: первое, «Сделка века» не переживет президентские каденции Дональда Трампа. Второе, выдвигая этот проект, президент США решает не палестино-израильский конфликт, а свои личные внутриполитические проблемы. Скоро будут новые президентские выборы, и Трамп хочет продемонстрировать израильскому лобби свою верность ближневосточному союзнику, а либеральным кругам — способность выдвигать нечто похожее на мирные инициативы. Среди прочих бенефицариев «Сделки века» и израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который вернулся домой не только с подгулявшей родственницей своего шофера, но и самыми лучшими для Израиля мирными предложениями.
В более долгосрочной перспективе хитрый план Дональда Трампа порождает две проблемы. Печальная судьба политики палестинского лидера Махмуда Аббаса показала всем, что исключительно лояльное и последовательное выполнение всех требований Вашингтона не ведет к тому, что ваши интересы будут приняты во внимание хотя бы в малейшей степени. Палестинцев было сложнее игнорировать, когда они бросали камни в солдат и устраивали теракты. А вот интересы покорных феллахов в расчет можно уже не брать.
Вторая проблема заключается в том, что влияние сверхдержавы в ближневосточном регионе зависит от ее способности решать проблемы государств этой горячей точки планеты. Советский Союз с триумфом вошел на ближневосточную арену, когда способствовал модернизации Египта и Сирии. США взяли реванш в конце 80-хх, когда смогли заключить мир между Израилем и Египтом. Сегодня же американское правительство скорее создает проблемы для арабских стран, а не решает их. Что рано или поздно заставит их искать новых союзников и покровителей.
Печать