Алексей Сахнин, политолог, эксперт Центра ПРИСП – о нарастании в российском обществе запроса на появление левопатриотической коалиции.
По сообщениям ряда СМИ и телеграмм-каналов, КПРФ и ряд дружественных ей организаций в лице «
Левого фронта» и НПСР планируют создать новую левую коалицию. Речь идет о новой политической структуре «Народный фронт», который в соответствии с замыслами его создателей должен функционировать в пику Общероссийскому Народному Фронту. Предполагается, что о создании новой структуры будет официально объявлено в марте на международном форуме левых сил в Орле.
По мнению политолога, эксперта Центра ПРИСП
Алексея Сахнина, все ключевые решения по созданию «Народного Фронта» зависят от руководства КПРФ, от их решимости войти в режим реального политического противостоянии с администрацией президента.
Не собираюсь быть пророком или выдавать желаемое за действительное, но отмечу, что объективный запрос на появление левопатриотической или красно-коричневой (как ее любят называть идеологические оппоненты) коалиции очевидно существует и нарастает. Такой запрос в обществе нарастает нелинейно, он существовал не всегда. В нулевые годы подобная коалиция была неактуальной и ненужной, поэтому формально НПСР существовал вокруг КПРФ, но реальное наполнение этот проект не имел, была лишь форма, но отсутствовало содержание.
Сегодня КПРФ перестало быть такой мощной силой, которой она была еще двадцать лет назад, партия нуждается в привлечении свежей крови. Сама повестка кризиса создает спрос на лево-правую, красно-коричневую агенду, так как социальные реформы подразумевают выполнение какой-то патриотической программы, когда реиндустриализация страны невозможна без большей ее независимости от внешних акторов, без нарушения логики сырьевого капитализма и т.д.
Подобный запрос требует политического ответа, формирующегося на стыке левых, социальных, патриотических, антиимпериалистических лозунгов и программ. Поддержка этой линии в обществе на протяжении десятых годов формулировалась и канализировалась через надежды на «нового», патриотического Путина, который от майских указов протянет линию к патриотическому курсу и увольнению кабинета Медведева. Эти надежды рухнули после пенсионной реформы, а нынешнее передвижение мебели по кремлевским кабинетам (изменения в правительстве и референдум) абсолютно запоздало.
Запрос на левопатриотическую социальную реформу полностью ушел из пространства надежд на перемены сверху, на реформы по инициативе Кремля в сторону ожиданий радикальных перемен, о чем свидетельствует прогремевший в декабре прошлого года социологический опрос, согласно которому 60% россиян хотят радикальных перемен.
Возможность создать новую левую коалицию действительно существует. Во многом это зависит даже не от личных особенностей руководства КПРФ, но от того, насколько партия вросла в систему, выстроенную администрацией президента, насколько руководство партии готово решиться на какие-то самостоятельные шаги, на заключение альянсов. В приближении этой повестки заинтересованы определенные силы, например,
Сергей Удальцов и его сторонники. Но все ключевые решения зависят от руководства КПРФ, от их решимости войти в режим реального политического противостоянии с администрацией президента. Не хочу давать прогнозы о том, как будет складываться ситуация в дальнейшем. Время покажет.
Печать