В России все большую популярность обретает идея введения одного прогрессивного налога в зависимости от производительности труда. По мнению экспертов, сохранение действующей системы налогообложения мешает российской экономике быть конкурентоспособной. В связи с этим особые надежды приковывает к себе фигура нового премьер-министра Михаила Мишустина, который будучи во главе Федеральной налоговой службы лучше других в стране понимал состояние национальной экономики, а значит и необходимость изменения налогового законодательства.
Российский бизнес заждался прогрессивной налоговой реформы, уверен организационный консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Осовский.
16 февраля исполнится месяц со дня назначения на должность председателя Правительства России Михаила Владимировича Мишустина. И при всех очевидных вопросах к назначенцу, понятно главное — кандидата, который лучше других бы понимал актуальное состояние экономики страны в режиме реального времени, вряд ли можно было бы найти.
О том, что никто не знает, как живёт Российская Федерация, известно давно.
Объективную картину невозможно нарисовать ни по открытым данным Министерства финансов, ни по отчетам Счетной палаты, ни по информации Казначейства или портала госзакупок. Детальную информацию о пенсиях и пенсионерах из Пенсионного фонда ни независимым исследователям, ни государственным аналитическим центрам получить просто невозможно. Не говоря уже о том, что несущий ответственность за мониторинг и государственную статистику Росстат, подчиняющийся Министерству экономики, меряет всё время что-то своё и оно периодически расходится с наблюдаемой действительностью.
Все эти данные от разных ведомств абсолютно не сводимы друг с другом для того, чтобы получить хоть какую-то информацию, пригодную не для возбуждения уголовных дел, а для анализа макроэкономических трендов, оценки состояния промышленности и роли региональных экономик в экономике страны.
В прошлом году, работая поочередно над стратегиями трех регионов, мы с коллегами обнаружили, что единственным госорганом, который собирает и публикует достоверную информацию о том, кто в стране занимается производством, сколько при этом он готов платить налогов и содержать растущую прорву госрасходов, является МНС.
При этом не важно, что примерно 10% предприятий в орбите МНС в любом регионе, это компании, состоящие из одного директора, он же учредитель. Что через них, например, может проходить до 10% всего ВРП. Что тысячи таких предприятий закрываются в течение 2-3 лет. Не важно, потому что выручка другого сегмента, а таких предприятий от 25 до 30% не превышает затрат, необходимых на выплату средней по региону заработной платы своим сотрудникам. Это не важно, потому что это данность. И такое состояние дел необходимо декриминализировать. Огромное число предприятий с 50-х годов прошлого века не меняло технологии производства, станки и оборудование, линейку продукции, да и просто отстало по всем производственным показателям. Другие заняты не повышением производительности труда и сокращением своих расходов любым путём, а несут социальную нагрузку – мужественно не увольняют людей с копеечных, но хоть каких-то минимально регулярных зарплат, неминуемо двигаясь к банкротству.
Через эту призму премьер Мишустин, в отличие от других политиков, может точно с цифрами в руках увидеть, что сохранение действующих налоговых режимов не даст ни казне, ни экономике никаких преимуществ по сравнению с предыдущим периодом. 85% предприятий и предпринимателей не могут не то, что зарабатывать капитал, им тяжело даже просто выплачивать сотрудникам зарплаты, сопоставимые с премиями нынешних бюджетников.
Прогрессивной мерой от бывшего налоговика было бы введение одного прогрессивного налога, зависящего от производительности труда. Предприятия с высокой выручкой и небольшим количеством сотрудников можно было бы облагать так же, как сейчас или чуть выше. А про предприятия с маленькой выручкой (имеются в виду предприятия с выручкой до 4-5 млн рублей в год на одного сотрудника) необходимо надолго забыть до тех пор, пока их выручка не начнет расти. Уточню, что сейчас в мире более-менее конкурентоспособно выглядят предприятия с выручкой от 20 млн рублей в год на одного сотрудника. А такие компании, как Apple или IBM имеют выручку от 100 млн рублей в год на одного человека, занятого на предприятии.
Полная отмена налогов для предприятий с низкой производительностью труда (а таких в стране 90%), по моим оценкам, сократит поступления в бюджеты всего на 10%. Страна заждалась налоговой реформы, после которой мытари должны полностью оставить в покое бизнес, который и так дышит на ладан. Иначе бюджетникам, которых в структуре занятости любого региона почти всегда не менее 25%, скоро просто не на что будет жить.
Печать