В октябре прошлого года в Сочи состоялся представительный саммит «Россия-Африка» с участием делегаций из нескольких десятков стран африканского континента. Одним из направлений взаимовыгодного сотрудничества уже является экспорт российской сельскохозяйственной продукции на континент, который в будущем может быть расширен за счет поставок молочной и мясной продукции, суля российским производителям, несмотря на трудности логистики и тарифные ограничения, немалые выгоды.
Африканский континент может и должен стать одним из перспективных направлений нашего сельскохозяйственного экспорта, считает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.Помимо африканского континента перспективным направлением для экспорта российской молочной продукции могут стать страны Ближнего Востока, например, Саудовская Аравия, на рынок которой пытается выйти ряд отечественных компаний, но в силу некоторых обстоятельств объемы продаж здесь пока незначительны.
На фоне все более запутывающейся ситуации с коронавирусом в Китае, когда непонятно, что это – страшная эпидемия или все-таки внутрикитайские элитные разборки – становится очевидным, что в ближайшие 2-3 месяца или даже полгода это направление окажется закрытым для наших производителей по понятным причинам.
В связи с тем, что внутренний спрос в России невелик в связи с невысокими доходами населения, главные производители сельхозпродукции продолжают ориентироваться на экспорт, потому что это и валютная выручка и постоянный высокий спрос на их продукцию. Прошлогодний саммит «Россия-Африка», в ходе которого президент страны Владимир Путин принимал практически всех африканских лидеров, был неслучаен. Саммит стал сигналом для нашего бизнеса, в том числе и для сельхозпроизводителей, о том, что африканский континент может и должен стать одним из перспективных направлений нашего экспорта. Экономика многих африканских стран, несмотря на отдельные проблемы, демонстрирует высокие темпы развития, особенно это касается Египта, Марокко, Туниса, ЮАР и т.д. Все эти страны нуждаются в сельхозпродукции, потому что в виду климатических особенностей у них не всегда получается вырастить в нужном объеме собственный урожай.
На африканском рынке нас ждет серьезная конкуренция со стороны транснациональных компаний, таких как Danone, Pepsico и других европейских и американских монстров. Но это не должно нам помешать критическим образом, так как мы видим, что на других направлениях, например, китайском наша сельхозпродукция вполне конкурентоспособна, в том числе и благодаря своей стоимости. Если речь идет про молочную продукцию, мясо птицы и свинину, то эти категории нашего экспорта достаточно качественные, при сравнительно невысокой стоимости по сравнению с конкурентами за счет курсовой разницы.
Можно с уверенностью предположить, что в 2020-2021 годах Африка может превратиться в главное направление экспорта российской сельхозпродукции, и многое будет зависеть от того, насколько наши компании при поддержке Минсельхоза смогут вовремя сориентироваться и эффективно договориться с партнерами на африканском континенте.
Печать