Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил создать институт защиты исторической памяти в «рамках межпарламентского измерения» с учетом экспертов и ученых. Свое предложение спикер озвучил на заседании комиссии по сотрудничеству между Госдумой и сербским парламентом. Председатель Народной скупщины Сербии Мае Гойкович поддержала инициативу российской стороны, отметив, что в ряде европейских стран раздаются обвинения в адрес Сербии в развязывании Первой мировой войны. В свою очередь Вячеслав Володин напомнил о высказываниях политиков Польши и стран Балтии, которые возлагают ответственность за развязывание Второй мировой войны в том числе на СССР.
Мы должны сформулировать свое собственное представление о прошлом, в максимальной степени соответствующее объективной истории и позволяющее нам дать адекватным ответ попыткам фальсификаторов истории, уверен заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Идея Вячеслава Викторовича, бесспорно, крайне своевременна, более того, хочу подчеркнуть, что в России чрезвычайно сильна историческая наука. Традиционно мы единственная страна в мире, в школьном курсе которой преподается не только собственная история, но и всеобщая, история других стран мира. На сегодняшний день только Россия поддерживает историческое мышление у подрастающего поколения.
В нашей стране существуют множество институций, занимающихся теми или иными аспектами истории: Институт всеобщей истории РАН, Институт российской истории РАН, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество и др. Вероятно назрела необходимость появления специальной структуры, которая бы занималась вопросами исторической памяти.
Хочу подчеркнуть, что историческая наука и историческая память – это не одно и то же, это разные предметы. Если научная сфера – это поиск истины, фактов и их интерпретация, создание в максимальной степени объективной исторической картины прошлого, то историческая память – деятельность на стыке истории, политических, экономических и социологических знаний, направленная на формирование представлений о прошлом собственного народа, которые могли бы быть элементом коллективной памяти и фундаментом идентичности народа.
Необходимо учитывать, что совсем недавно, буквально в последние сто лет, наша историческая память понесла серьезные удары в виде двух трагических событий: революции 1917 года и Гражданской войны, а также распада Советского Союза. Два слома нашей реальности очень сильно сказываются на нашем обществе, которое продолжает делиться на красных и белых. Одновременно у нас очень сложное отношение с объектом изучения: что есть Россия, где она заканчивается, где начинается, кто такие россияне и т.д.? Все эти вопросы требуют серьезного осмысления и формирования позиций, которые должны лечь в основу гражданской идентичности россиян.
В этом смысле очень полезно создание структуры, которая защищала бы историческую память, особенно на фоне того, что последние несколько десятков лет идет масштабнейшая кампания по переписыванию истории, касающаяся нескольких базовых направлений. Сегодня мы в большей степени обсуждаем ту грубейшую кампанию, которую ведут наши соседи в лице Польши, Украины и стран Балтии, за которыми стоят США и ряд западных стран. По-прежнему актуальна кампания по дискредитации России и ее исторического прошлого, которая длится уже несколько столетий.
Наиболее активно этот процесс пошел, начиная с XIX века и Астольфа де Кюстина с его путевыми записками «Россия в 1839 году», создающими карикатурный образ нашей страны.
Эта кампания по дегероизации нашего прошлого, дискредитации наших символов и сакральных дат продолжается и сегодня. Россию с упоением представляют в качестве тюрьмы народов, страны-агрессора, колониального захватчика и тоталитарного общества.
Есть еще одно направление фальсификации истории, против которого необходимо отдельно выстраивать работу – переписывание истории, которым после распада СССР занимаются во многих постсоветских странах. Если проанализировать школьные и вузовские учебники истории этих стран, то можно увидеть, как почти везде представлена альтернативная история, не имеющая ничего общего с объективной исторической картиной. Россия представляется в роли агрессора и колонизатора, ее действия называются оккупацией и геноцидом, причем это транслируется в отношении любых исторических дат и народов, которых в действительности Россия не раз спасала от бед и напастей.
Очевидно, что институт защиты исторической памяти должен тщательно собрать информацию, проанализировать, выявить все подобного рода негативные действия в странах-соседях. Мы должны сформулировать свое собственное представление о прошлом, в максимальной степени соответствующее объективной истории и позволяющее нам дать адекватным ответ попыткам фальсификаторов истории представить белое черным, а черное белым.
Печать