Антон Рудаков - о некоторых аспектах электорального процесса последних лет.
Ассоциация Независимого Общественного Мониторинга (НОМ) проводит семинар «Общество и выборы», посвященный вопросам легитимности и прозрачности всероссийского голосования по поправкам в Конституцию страны, а также вопросу организации общественного наблюдения за ходом голосования. В мероприятии принимают участие общественники, независимые наблюдатели, электоральные юристы, представители ЦИК России и эксперты.
Политический юрист, руководитель проекта «Судебный индекс: политюристы», эксперт Центра ПРИСП Антон Рудаков обратил внимание собравшихся на специфические черты, отмечающие электоральный процесс в последние годы.С одной стороны, эксперт отметил низкую степень вовлеченности кандидатов от непарламентских партий в избирательный процесс. В ходе Единого дня голосования 8 сентября 2019 г. замещалось свыше 47 тысяч различных мандатов. Из них почти 87% получили представители парламентских партий. Около 12% мандатов достались кандидатам-самовыдвиженцам. Менее 1,5% мандатов получили представители 20 малых политических партий и 2 мандата достались представителям общественных объединений. При этом данное распределение было вполне ожидаемым: от непарламентских партий избирательными комиссиями было зарегистрировано кандидатами менее 5,6 тысяч человек (при общей численности вакантных мандатов на уровне более 47 тыс.).
С другой стороны, Антон Рудаков подчеркнул, что с 2016 г. сохраняется тенденция, в соответствии с которой избирательные комиссии принимают решение об отказе в регистрации кандидатов или списков кандидатов в единичных и исключительных случаях, а основные споры между участниками избирательных кампаний перенесены в судебные инстанции.
В целом оценивая результаты регистрации кандидатов в ходе избирательной кампании 2019 г., привязанной к Единому дню голосования, эксперт акцентировал внимание на следующих моментах: «На выборах всех уровней избирательными комиссиями было зарегистрировано более 105,5 тыс. кандидатов, решение о регистрации получили более 91% выдвинувшихся кандидатов. В ходе избирательных кампаний по выборам глав руководителей субъектов федерации основная масса отказов в регистрации была связана только с прохождением или не прохождением муниципального фильтра. На выборах в законодательные собрания 12 регионов, где они проходили по смешанной системе, были выдвинуты 111 списков кандидатов от политических партий, но зарегистрировано только 79, т.е. практически 30% было отсеяно по тем или иным причинам».
Эксперт также выделил ряд иных важных моментов в практике обоснования отказа в регистрации.
«Типичные поводы – это судимости или отсутствие каких-либо обязательных к сдаче документов, недействительные и недостоверные подписи избирателей, либо ошибки в листах поддержки в рамках прохождения муниципального фильтра, - отметил он. – Так, например, на довыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в четырех округах было выдвинуто всего 37 кандидатов и только двум из них избиркомы отказали в регистрации».
Спикер также акцентировал внимание на проблеме отказа в регистрации кандидатов в связи с наличием судимости.
- Практически каждый избирательный цикл встречаются случаи отказов в регистрации или отмен регистраций кандидатов, в связи с вопросами судимостей кандидатов, – отметил эксперт. – Последнее связано с тем, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью. Но погашение или снятие судимости, как и отсутствие судимости в связи с освобождением от наказания, никоим образом не отменяют факт осуждения за совершение тяжкого преступления к лишению свободы, признанного федеральным законодателем безусловным основанием для ограничения пассивного избирательного права.
Печать