«Сильного и властного руководителя» хотят видеть во главе страны три четверти россиян. К такому результату пришли
социологи из «Левада-Центра», опубликовавшие данные последнего соцопроса. По мнению экспертов, результаты опроса неудивительны, они отвечают логике исторической традиции развития России, которую большинство жителей страны одобряют и приветствуют.
Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП
Алексей Игнатов отмечает желание россиян видеть свое государство сильным и добрым.
Если говорить о запросе со стороны россиян на «сильную руку», который фиксируется соцопросами уже не первый год, то следует отметить, что этот результат не является каким-то неожиданным. Как рядовой гражданин, как политтехнолог, много общающийся с людьми, как аналитик, я наблюдаю стабильно высокий спрос значительной части общества именно на сильную власть.
С моей точки зрения, этот запрос совершенно нормален: российское общество традиционно отличалось патриархальным укладом, когда во главе страны стоял сильный руководитель с единоличной властью. Так было при царях, императорах, советских генсеках, эту особенность нашей страны
мы наблюдаем и сегодня при Владимире Путине.
Большая часть общества воспринимает такую историческую традицию развития государства положительно. Внесенные президентом поправки в Конституцию в целом укрепляют центральную власть в России. Например, предложение о верховенстве российского права над международным законодательством свидетельствует о желании общества видеть укрепление национального суверенитета. Повышение роли Госдумы, Совета Федерации, новые требования к президенту, депутатам и министрам так или иначе укладываются в логику сильной власти. Поправки о мерах соцподдержки (МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексация пенсий) говорят об усилении роли государства в жизни общества, которое в ответ реагирует довольно положительно.
Зафиксированная «Левада-Центром» цифра в суммарно 75% желающих видеть «сильную руку» в руководстве страны, по моему мнению, примерно соответствует действительности, даже с поправкой на погрешность и фактор социально одобряемого ответа. По опыту общения с людьми замечу, что россияне, получившие информацию о поправках в Конституцию, в основной своей массе их одобряют. Жители страны совершенно нормально воспринимают идею о сильном государстве, которое, по их мнению, таким и должно быть.
Мое мнение: сильное государство – это неплохо, главное, чтобы при этом оно также было добрым. Этого же хотят и россияне, которые надеются на сильное и доброе государство.
Печать