Андрей Максимов – о результатах социологического исследования ФОМ об уровне удовлетворенности жизнью в регионах России.
На протяжении последних пяти лет эксперты ФОМ последовательно измеряют уровень удовлетворенности россиян положением вещей в своем регионе. Как показали
данные последнего опроса ФОМ, опубликованные 13 февраля 2020 года, довольны положением вещей в своем регионе 45% респондентов. 49% заявили о неудовлетворительной ситуации в соответствующем субъекте федерации.
Итоги исследования ФОМ прокомментировал председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП
Андрей Максимов.
Результаты исследования ФОМ свидетельствуют о том, что наблюдения людей в основе своей адекватны. Общественное мнение отражает в первую очередь ту реальность, в которой мы существуем. В зависимости от политических взглядов и убеждений, кто-то оценивает ситуацию как “стабильность”, кто-то – как “стагнацию”, но это уже скорее вопрос политического восприятия. Смысл заключается в том, что глобальных прорывов за последние 5 лет не произошло. Но и провалов, которые как-либо радикально ухудшили восприятие людьми своего положения, тоже не было. У нас остаются довольно стабильными основные системы жизнеобеспечения. Экономический рост хоть и фиксируется, но в пределах погрешности, не воспринимаемой людьми.
На мой взгляд, удовлетворенность своим положением в восприятии людей складывается из трех элементов: имеющееся социально-экономическое положение конкретного человека в контексте положения людей, его окружающих; определенные действий власти, чувствительные для граждан; восприятие образа власти, ее социального состава, динамики работы с населением.
Внешнеполитические решения влияют скорее на восприятие власти, но не на восприятие своего положения людьми. За период «посткрымского консенсуса» мы наблюдали период эмоционального подъема у граждан в 2015-2018 годах. Но он не отразился на уровне удовлетворенности. Внешняя политика – это то, что находится вне зоны личного комфорта и личной удовлетворенности, влияет на эмоциональное восприятие власти.
А вот пенсионная реформа, например, рассматривается гражданами как решение, которое не только формирует ее образ, но и определяет непосредственно положение самих людей. Они исходят из того, что увеличение количества трудовых лет и сокращение количества лет, обеспеченных пенсией, безусловно, изменяет качество жизни.
В этой связи нужно иметь в виду и некоторое улучшение показателей по сравнению с 2015 годом, а также в целом более позитивное восприятие своего положения молодежью. Я думаю, что здесь существенную роль сыграла региональная политика и молодежная политика, которые проводятся в последнее время. Из числа глав субъектов федерации удалены “основные раздражители”, непопулярные губернаторы. Напротив, появился корпус довольно молодых, динамично работающих руководителей регионов, которые повлияли на самоощущение граждан (в первую очередь – представителей молодежи).
С другой стороны, структура власти, структура общества, состояние экономики, в целом достаточно стабильны. Соответственно, не меняется и структура проблемного поля. Обращает на себя внимание, что выросло количество граждан, обеспокоенных низким уровнем пенсий, стипендий и пособий. Я думаю, что это отражает усугубляющуюся проблему социального расслоения. При определенном росте стоимости жизни, несмотря на ограниченную инфляцию, люди в самом низкодоходном сегменте, а это, прежде всего, не только “работающие бедные”, но и пенсионеры и получатели самых разных пособий, ощущают большую уязвимость своего положения, нежели 5 лет назад. Количество богатых людей возрастает, но и проблемы с уровнем жизни людей с низкими доходами пока не решены. Более того, проблема бедности определенных страт общества стоит очень остро. И это подчеркивает общественное мнение в данном случае.
На рост этого показателя неудовлетворенности размером пенсий, стипендий, пособий тоже некоторое влияние оказала пенсионная реформа. Потому что PR-кампания, которая была направлена на купирование ее негативных эффектов, связывала положительный образ пенсионной реформы прежде всего с увеличением размера пенсий. Поскольку пока никакого значимого увеличения пенсий их получатели не ощущают, очевидно, что и неудовлетворенность растет. При этом ситуацию усугубляют в целом негативные воспоминания об истории с пенсионной реформой и сопровождавшей ее PR-кампанией.
Печать