Елена Мильто – о форс-мажорной ситуации для предпринимателей, которую провоцирует пандемия коронавируса.
Торгово-промышленная палата России предупредила о риске закрытия бизнеса для 3 миллионов предпринимателей в связи с распространением коронавируса. По оценкам ТПП, своей работы могут лишиться более 8,6 миллионов человек. Согласно проведенному в российских регионах опросу, каждое третье предприятие малого бизнеса способно продержаться в текущих условиях снижения спроса не более одного квартала.
Член Общественной палаты РФ, председатель Российского союза малых предприятий, эксперт Центра ПРИСП Елена Мильто выражает надежду, что правительство услышит голос бизнеса и в ускоренном режиме предпримет меры по защите предпринимателей.На мой взгляд, ситуация с чрезвычайными ограничительными мерами для борьбы распространением коронавирусной инфекции начинает сказываться на российском малом и среднем бизнесе. В регионах, где вирус еще не заявил о себе в полной мере, и поэтому население не впадает в панику и массовую самоизоляцию, бизнес в целом чувствует себя нормально, при этом и там заметен всплеск прибыли сетей, поднявшихся на продажах гречневой крупы и туалетной бумаги, что является характерной приметой нынешней ситуации.
Самые большие проблемы в регионах возникают у небольшого бизнеса, семейного, ориентированного на шаговую доступность, который начинает терпеть катастрофические убытки. Большие сложности с отраслью туризма: внешний на какое-то время закрыт, внутренний также сталкивается с барьерами. В абсолютно тяжелом положении индустрия бизнеса, ориентированного на детей: развлечения, массовые мероприятия, здесь цифры потерь уже доходят до 80-90%. Сильно просела ювелирная промышленность.
На этом фоне относительно неплохо себя чувствует онлайн-бизнес, для обычного бизнеса сейчас также самое время рассмотреть возможности перехода части своих процессов и услуг в онлайн-режим, например, удаленная доставка продуктов питания или готовых блюд из кафе и ресторанов начали пользоваться небывалой популярностью, а значит требуется большее число фасовщиков, курьеров. Поэтому те, кто уже сейчас чувствуют на себе негативные экономические последствия коронавируса, оказавшись отправленными в отпуск без содержания, могут включиться в какую-то другую деятельность, упрощенно говоря, из официантов перейти работать курьерами. Хорошо себя чувствует текстильная промышленность: фабрики переориентировались на производство медицинских масок, дефицит которых сейчас ощущается в стране.
В целом нельзя говорить, что весь бизнес рухнул, и в российской экономике все моментально стало плохо. Но при этом однозначно есть отрасли, которым требуется незамедлительная правительственная помощь. Предприниматели ждут от власти действенных мер поддержки. Например, объявление трехмесячной отсрочки по налоговым сборам – прекрасная история, но в сложившейся ситуации это чрезвычайно малый срок, деньги все равно нужно будет откуда-то брать, поэтому необходимо вводить налоговые, кредитные, арендные каникулы. Предпринимателям следует дать возможность выплатить зарплаты своим сотрудникам, потому что многим из тех, у кого колоссально просела выручка, просто негде взять деньги, возможности перекредитоваться нет, и банки не хотят ждать.
Эти проблемы может урегулировать только государство, поэтому во многих странах пошли именно по этому пути. Мы надеемся, что правительство услышит голос бизнеса и в ускоренном режиме предпримет меры по защите предпринимателей. Кто станет рупором бизнеса – нет разницы, но пока, к сожалению, не слышно голосов в его защиту от четверки крупнейших объединений российских предпринимателей. Бизнес должен использовать сложную ситуацию, чтобы объединиться и начать помогать друг другу.
Печать