Андрей Максимов задается вопросом, каким будет мир после коронавируса.
Председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов задается вопросом, каким будет мир после коронавируса.Мир после коронавируса? Цифровое рабовладение или средневековье? Постэкономика? Эпоха постпотребления? Новая периодизация истории.
Мы привыкли говорить, что современное общество и информационное, и потребительское, и глобальное. Это как бы признаки обществ, все более проявлявшиеся после Второй мировой войны, а где-то к 90м годам XX века (как раз к распаду социалистической системы) вполне себе сформировавшиеся.
Что-то подсказывает, что теперь период только ДО коронавируса был временем потребления и офлайн-глобализма. И он закончился. А истинно информационный (или скорее электронный период) начинается только сейчас.
Уже становится штампом писать: мир уже никогда не будет таким... Но все же.
Первая глобальная информационная паника (даже имеющая под собой явные основания) изменит стереотипы людей и перевернёт бизнес. СТРАХ никуда не уйдёт быстро (по завершении, дай Бог, эпидемии). А если нынешний техногенный век будет регулярно рождать таких же коронамонстров? А если вирус (объявленный, допустим, побежденным) выжил и сидит под столиком в кафе, разве можно туда ходить? Разве можно ездить в Италию, в которой совсем недавно (скажем, всего лет 5 назад) был такой вирусомор? Разве можно ходить в зоопарк, где змеи и летучие мыши грозят вычихать на нас новые вирусы или приближаться к ферме, где биологически опасные свиньи и птицы? Разве есть гарантии от мутаций короны, затаившейся и ставшей ещё более опасной? Все подобные вопросы на годы (десятилетия?) застрянут в головах людей и оккупируют их подсознание. А если ситуация с COVID-19 повторится через год с новым вирусом или другой угрозой смерти? Кадры из фильма "Заражение" станут восприниматься обществом как реальность нашего века. Страх преждевременной смерти поменяет менталитет целых стран. Может быть даже появятся новые секты, заявляющие, что апокалипсис настал.
Что это значит для жизни? Миллионы людей приобретут навык и готовность сидеть по углам, изолироваться в электронном мире. Наверное, сформируется привычка. Она подкрепится действиями онлайн-театров, школ, клубов, библиотек, архивов, банков, которые сейчас на месяц бесплатно дадут доступ к электронной жизни, взорвут масштаб запроса на неё и потом попросят за нее деньги. Большие деньги!
А в это время офлайн-потребление - туризм, хождение по барам, концертам и театрам, салонам красоты и торговым центрам - уйдёт из моды и станет восприниматься как что-то опасное.
Или станет эксклюзивным продуктом. Только при "полной безопасности". В стерильной зоне. При проведённой сотней стражей гигиены проверке в преддверии доступа одного клиента. Very expensive! Только для избранных! В общем, это конец массового потребления офлайн.
Что это значит для бизнеса? На волне коронавируса подстиндустриальная экономика услуг имеет все шансы развалиться, схлопнуться и резко подорожать. Во-первых, из-за временной (не исключено, что длительной) приостановки. Об этом уже исписаны горы сетевой бумаги. Во-вторых, из-за снижения конкуренции после банкротств. В-третьих, из-за снижения потребительских предпочтений. Экономика страха не равна экономике потребления. Она другая. В-четвёртых, из-за обнищания масс. Само схлопывание этой сервисной экономики порождает массовую безработицу, голод самозанятых, невозможность купить подорожавшие услуги.
Итак, что это значит для общества? Прежде всего, новое неравенство. (Цифровое?) Возможно, чудовищное, а может и не очень. Мир разделится на тех, у кого есть доходы, запасы и резервы, чтобы жить в онлайн-заперти, оттуда работать или отдыхать, инвестировать и смотреть на мир из форточки. И тех, кто вовремя не накопил ресурсов для такой вот "дольче-виты" 21го века. Кто должен стать рабом цифровой эпохи. И вынужден ездить по грязной и опасной планете, чтобы работать в службе доставки, производить (рискуя жизнью?) продукты и медикаменты для прозябающих-онлайн. Для владельцев цифровых ферм, новых электронных плантаций и носителей дистанционного интертеймента. Как последние будут себя вести? Как гуманные люди, усадебные феодалы или новые рабовладельцы?
Облик планеты явно претерпит изменения. Придёт ли он в упадок - большой вопрос. Но о нынешнем качестве городской среды и оживленных главных улицах можно потихоньку забывать. В условиях дефицита туристов и тусующихся горожан вложения в эстетику городов явно пойдут на убыль, многие красоты обветшают, а наследие частично переведут на хранение онлайн.
Как изменится долгосрочно работа правительств - можно только гадать.
Поживём - увидим...
Пока что видны тренды и контуры ближайшего будущего. Дай Бог, оно будет мягче описанного. И адаптация к происходящему будет мотивом для нового рывка прогресса. Но о рисках завтрашнего дня пора думать сейчас.
И настала пора сказать: "Здравствуй, о дивный новый мир!"
Печать