Владимир Шаповалов – о принципе гуманитарной интервенции, возведенном в абсолют американскими ястребами.
24 марта 1999 года началась агрессия стран-участниц Североатлантического альянса в отношении Союзной Республики Югославия, которая одновременно сопровождалась расширением НАТО в восточном направлении. В пятницу, 20 марта 2020 года, уже 30-й по счету страной-участницей альянса стала Северная Македония. Спустя 21 год эксперты-международники рассматривают бомбардировки НАТО Югославии как рождение геополитической концепции США о гуманитарной интервенции, дающей право Вашингтону и его союзникам вмешиваться во Владимир Шаповаловвнутренние дела суверенных государств.
Идеологическое оправдание американских агрессивных действий нанесло колоссальный удар по системе международных отношений, сложившейся по итогам Вестфальского мира 1648 года и основанной на принципе невмешательства во внутренние дела других государств, полагает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Нападение сил НАТО на Югославию в 1999 году представляло собой военные действия с участием нескольких государств, которые впервые имели место на территории Европы после Второй мировой войны, и по сути разрушили миропорядок, существовавший после 1945 года. Именно тогда была открыта дверь для множества последующих вооруженных конфликтов. Фактически бомбардировки Белграда оказались первой репетицией экспансионистской и агрессивной политики США, которую они исполняли в конце XX-начале XXI века, нападая на те или иные страны мира.
В Югославии родились такие геополитические концепции Соединенных Штатов, оправдывающие агрессивные действия в отношении других стран, как концепции гуманитарной катастрофы и гуманитарной интервенции. Под этим подразумевается ситуация, когда в той или иной стране «страдает» население, на что весь остальной мир не может и не должен смотреть равнодушно, а значит он имеет право осуществить интервенцию под предлогом человеколюбия и гуманизма. Прикрываясь понятием гуманитарной интервенции, США последовательно напали на Югославию, Афганистан, Ирак, уничтожили Ливию, почти уничтожили Сирию и т.д.
Идеологическое оправдание американских агрессивных действий нанесло колоссальный удар по системе международных отношений, сложившейся по итогам Вестфальского мира 1648 года и основанной на принципе невмешательства во внутренние дела других государств. Идея гуманитарной интервенции разрушила этот краеугольный принцип, когда США заявили о том, что вмешиваться в дела других государств вообще, конечно, нельзя, но нам, американцам, можно, потому что мы несем демократию и свободу, поэтому именно мы знаем, как будет лучше тому или иному народу.
Нападение на Югославию следует рассматривать в контексте расширения НАТО на Восток. Зачастую забывается тот факт, что нападение на Югославию произошло одномоментно с вхождением в НАТО соседних с Югославией Польши, Чехии и Венгрии, представляющих единое геополитическое пространство Восточной Европы. Буквально на днях еще один осколок Югославии в лице Северной Македонии стала 30-м членом НАТО, а за несколько лет до этого состав альянса пополнила Черногория, еще одна бывшая часть Югославии.
После распада Советского Союза НАТО начало экспансию на Восток, по сути, расширяя Pax Americana – американскую многоярусную империю – двумя способами. Большинство восточноевропейских стран были интегрированы в состав НАТО добровольно, политические силы с радостью выстраивались в очередь на вступление в альянс даже ценой смены названия и своей идентичности как, например, Северная Македония. В то время как Югославия, которая не собиралась вступать в НАТО, была уничтожена военным путем. Но результат один: американские солдаты размещены и в Польше, и в Косово. Т.е. неважно, добровольно страна присоединилась к НАТО или была разрушена бомбардировками: американские солдаты появляются в этой стране, превращая ее в очередную базу американской военной империи.
Печать