Накануне экстренного саммита «Большой двадцатки», который пройдет в режиме видеоконференции в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, генсек ООН Антониу Гутерриш разослал лидерам стран G20 письмо, в котором предложил
отказаться от экономических санкций ради борьбы с COVID-19.
Обращение генсека ООН не возымеет никакого эффекта в силу позиции США, использующих политику санкций в качестве инструмента американской гибридной войны против других экономик, констатирует заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП
Владимир Шаповалов.
В ситуации угрозы пандемии коронавирусной инфекции генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш сделал то, что должен был. ООН – структура, основная функция которой заключается в поддержании безопасности, борьбе за мир и его защите от глобальных проблем.
Честь и хвала генеральному секретарю за поднятый вопрос о необходимости объединения перед угрозой коронавируса и отмены санкций, по сути, являющихся элементом конкурентной политической и геоэкономической борьбы в мире со стороны крупнейших экономик, прежде всего, Соединенных Штатов. Антониу Гуттериш понимает, в чем заключаются его функции как гесенка, другое дело, что во многом эта должность носит формально-декоративный характер.
Неслучайно Гуттериш обратился не к Совбезу ООН, но к «Большой двадцатке», представляющей собой неформальный клуб крупнейших мировых экономик, что в целом умаляет достоинство ООН. То, что формальный лидер формального мирового правительства обращается к клубу по интересам, свидетельствует, насколько в современной обстановке ООН невлиятельная и недееспособная структура.
Конечно, обращение генсека ООН не возымеет никакого эффекта в силу позиции США, страны, которая сама активно вводит санкции и использует эту политику в своих эгоистических интересах в качестве инструмента американской гибридной войны против других экономик. В этом смысле обращаться следует не к G20, но только к одному государству – Соединенным Штатам.
Среди стран-участниц «Большой двадцатки» есть государства, применяющие санкции, при этом Россия и Китай к их числу не относятся, потому что Москва и Пекин вводят исключительно контрсанкции. Европейские страны, которые ввели санкционный режим против России или Ирана, сделали это по инициативе США. Предполагать, что Италия, Япония или Германия в состоянии самостоятельно отказаться от санкционного режима без воли США довольно странно, учитывая, что на их территории находятся американские войска.
Страны, на территории которых расположены американские военные, это государства с ограниченным суверенитетом, они не располагают возможностью самостоятельного принятия решений. Ни одно из этих правительств не откажется от санкций, пока существует глобальная американская система. Сепаратный отказ от санкций со стороны европейских стран будет означать разрушение Pax Americana. В настоящее время это невозможно, но, в конце концов, мир придет к этому, мы находимся в начале пути ослабления и распада американской системы доминирования.
Мнение генсека ООН заслуживает исключительно одобрения, но его обращение явно не по адресу. Даже если бы Антониу Гуттериш призвал отказаться от санкций непосредственно президента и Конгресс США, ничего бы не произошло, потому что для Соединенных Штатов санкции являются эффективным механизмом до тех пор, пока американская экономика является одной из лидирующих в мире. Как только она начнет терять свои позиции, санкционный механизм потеряет свою эффективность и даст сбой.
Печать