Политолог, эксперт Центра ПРИСП
Николай Пономарев – о переносе намеченных ранее в регионах выборах в связи с эпидемиологической обстановкой.
Отмена выборов: от Карелии до Астрахани
29 марта в шести регионах РФ (в Карелии, Краснодарском крае, Чукотском автономном округе, Астраханской, Волгоградской и Костромской областях)
было запланировано проведение выборов. Однако в итоге местными избиркомами было принято решение перенести дату голосования во избежание возникновения рисков для здоровья граждан (в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой).
В минувшее воскресенье также появилась информация
о переносе даты выборов главы Печорского района Псковской области. Одновременно избирательная комиссия Оренбургской области приняла решение о переносе довыборов депутата заксобрания региона по 13 округу.
30 марта стало известно о переносе муниципальных выборов в Приморском крае,
запланированных на 5 апреля.
31 марта губернатор Новгородской области Андрей Никитин утвердил изменения в указ о введении на территории региона режима повышенной готовности. В числе прочего в нормативно-правовой акт внесли рекомендации
относительно переноса уже назначенных выборов.
В лабиринте правовых норм
Действия региональных избиркомов и органов исполнительной власти вполне понятны и обоснованы с точки зрения обеспечения общественной безопасности. Вполне очевидно, что, принимая соответствующие решения, их руководство преследовало исключительно одну цель: защитить граждан от рисков, связанных с распространением эпидемии коронавируса.
Еще ранее, в рамках заседания ЦИК РФ 27 марта, глава Центризбиркома Элла Памфилова заявила о том, что проводить региональные и местные выборы в апреле и мае текущего года недопустимо из-за сложной эпидемиологической ситуации.
Но в то же время сложившаяся ситуация выявила значимую правовую лакуну, которую необходимо ликвидировать во избежание серьезных проблем в будущем.
Отмена либо перенос выборов – явление весьма сложное и многоаспектное, с точки зрения действующего законодательства. Оно предусматривает отказ от проведения выборов в случае введения чрезвычайного или военного положения. Предписывающие это нормы закреплены в соответствующих федеральных законах и статьях 56-й и 87-й Конституции РФ. Также текущая избирательная кампания может быть прекращена судом, но лишь в случае наличия доказательств, подтверждающих, что выборы были назначены с нарушением процедуры принятия этого решения. Избиркомы обладают лишь правом в пределах своей компетенции отменять решения об итогах голосования и результатах выборов.
Однако последние решения о переносе выборов обосновываются совершенно иным образом, нежели предусматривает действующее законодательство. Например, избирком Оренбургской области в качестве правовой основы своих действий обозначил указы президента о переносе даты голосования по поправкам к Конституции РФ и объявлении нерабочих дней, указ главного санитарного врача региона и указ губернатора о мерах по противодействию распространению коронавируса.
На фоне этого становится очевидным наличие значимого пробела в системе правовых норм, регулирующих процедуру переноса сроков выборов. В настоящий момент она ограничивает использование соответствующих механизмов в период эпидемии. Избиркомы вынуждены действовать вне поля правовой регламентации, поскольку в противном случае под угрозу может быть поставлено фундаментальное право граждан России – право на жизнь. В связи с этим четко обрисовывается необходимость оперативного внесения поправок в соответствующие нормативно-правовые акты.
Печать