Валерия Гулимова – о просветительском характере работы торгово-промышленных палат.
Эпидемия коронавируса – это форс-мажор для национальной экономики, в условиях которого предприниматели терпят существенные убытки. Тем не менее, эти сложные обстоятельства могут подстегнуть российских предпринимателей к более глубокому изучению нормативно-правовых основ своей деятельности, в том числе пониманию путей, которые закон предоставляет бизнес-сообществу для взаимной поддержки и сокращения убытков.
ТПП – это не обычная общественная организация, но структура с особым статусом с точки зрения предпринимательских взаимоотношений, имеющих последствия по деньгам и услугам, отмечает вице-президент, исполнительный директор ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП
Валерия Гулимова.
Форс-мажор – это обстоятельства, напрямую препятствующие конкретному исполнителю конкретного договора исполнить конкретные обязательства. Форс-мажором считается такое обстоятельство, если никто, оказавшись в этой ситуации, не смог бы исполнить обязательства при любых управленческих, хозяйственных и прочих действиях. При этом форс-мажор не освобождает от исполнения договора, но только от ответственности за неисполнение при обязательном условии того, что вы докажете, что предприняли все усилия, чтобы исполнить договор. В этой ситуации понимание форс-мажора это не тот случай, когда предприниматель, ссылаясь на пандемию, заявляет, что неспособен заплатить за аренду помещения.
Именно сейчас многие российские предприниматели другим взглядом оценивают нормативно-правовые основы своей деятельности, причем это касается не только малого бизнеса, но и крупных серьезных компаний с дорогими статусными юристами, что не исключает ошибочной квалификации некоторых ситуаций как форс-мажора.
В большинстве стран мира Торгово-промышленные палаты – это единственные организации, подтверждающие обстоятельства форс-мажора как для международных, так и для внутрироссийских сделок путем выдачи соответствующего сертификата или заключения.
Особенность российской экономики заключается в том, что некоторые моменты фиксирования процедур, сопутствующих экономической и хозяйственной активности, доставшиеся нам в наследство от прежних времен, выглядят не совсем привычным образом для зарубежных рыночных экономик с давно устоявшимися традициями. Например, у нас считается, что нотариус, благодаря своим полномочиям, это чуть ли не самый главный заверитель всего на свете, тогда как в международной практике это не так, многие вещи в предпринимательской деятельности заверяют именно палаты, например, заверение документов по внешнеторговым сделкам. Кроме того, отечественные предприниматели практически не используют такую опцию как предпринимательский обычай, хотя во всем мире это равноценная закону практика, и ее свидетельствуют также торгово-промышленные палаты.
Вообще в России тема негосударственных процедур, в том числе негосударственных арбитражей, выглядит слабо. Сегодня российские ТПП сохранили за собой право арбитражей и третейских разбирательств, но у нас этот инструмент по ряду причин не столь котируется в предпринимательской среде. В нынешней ситуации для наших предпринимателей и представителей госвласти особый статус ТПП – настоящая новость, когда они вдруг понимают, что ТПП – это не обычная общественная организация, но структура с особым статусом с точки зрения предпринимательских взаимоотношений, имеющих последствия по деньгам и услугам.
Да, конечно, членство в ТПП не является обязательным для предпринимателей в Российской Федерации. При этом торгово-промышленные палаты работают не только со своими членами, но и выполняют функцию инфраструктурной поддержки бизнеса. Поэтому в связи со сложными экономическими условиями они консультируют всех предпринимателей, хотя ресурсы на свою работу ТПП зарабатывают самостоятельно. По распоряжению президента ТПП РФ Сергея Катырина торгово-промышленные палаты на местах определяют обстоятельства форс-мажора на бесплатной основе для всех обратившихся. При этом еще раз обращаем внимание, что 99% заявок не относится к категории форс-мажора, поэтому наша работа сегодня по факту носит во многом просветительский характер. То, что наши предприниматели мало используют возможности Гражданского кодекса и его статей 401, 416, 417, 451 которые позволили бы им вместо снятия ответственности по форс-мажору попытаться поддержать друг друга и солидарно спасти бизнесы друг друга, это тоже вопрос неустоявшихся предпринимательских традиций и времени. Возможно, нынешний кризис многому нас всех научит.
Печать