Виктор Потуремский – о двух главных группах страхов россиян на фоне угрозы коронавируса.
Пандемия коронавируса, по совершенно понятным причинам, стала одной из самых волнующих тем, превалирующих в социологических опросах жителей России. Как правило, россияне выделяют две группы страхов, испытываемых ими в связи с угрозой вируса: экономические последствия пандемии и прямые угрозы жизнью и здоровью со стороны COVID-19.
Страхи населения для властей в субъектах являются на сегодня основным вызовом их способности эффективно действовать в повестке и снимать напряжение в обществе, считает директор по политическому анализу компании ИНСОМАР, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский.
Если говорить про страхи, испытываемые сегодня россиянами в обстановке эпидемии коронавируса, то можно выделить две основные группы таких страхов. Первая группа – это, прежде всего, экономические страхи, среди которых тоже можно выделить ряд отдельных подтем. Во-первых, это страх за личную экономическую ситуацию, когда респонденты переживают в связи с тем, что не ходят на работу, тревожатся по поводу заработной платы и времени, на которое им хватит личной финансовой подушки, а также того, откуда ждать помощи в этой непростой ситуации.
Важно отметить, что участники фокус-групп скорее позитивно оценивают усилия федеральной власти, отмечая, что президент России предлагает правильные меры для борьбы с вирусом и его экономическими последствиями, но одновременно сомневаясь, выполнят ли предписания федерального центра власти на местах и работодатели. В своем втором обращении Владимир Путин прямо возложил ответственность за ситуацию в регионах на местные власти, поэтому, на мой взгляд, страхи населения для властей в субъектах являются на сегодня основным вызовом их способности эффективно действовать в повестке и снимать напряжение в обществе. В противном случае это чревато падением рейтинга доверия к власти.
Во-вторых, выделяются экономические страхи за судьбу частного и мелкого бизнеса: что будет происходить с этим сектором деловой активности, какая помощь будет ему оказана в виде кредитов, налогов и субсидий. В целом экономическая тематика сегодня доминирует в повестке.
Сегодня витальные страхи – вторая группа страхов, испытываемых россиянами – на данный момент находятся на втором плане. Они, безусловно, присутствуют, поддерживаются в информационной повестке благодаря СМИ и социальным сетям, так как россияне испытывают страх перед возможным заражением себя и своих близких. Отмечу важный маркер: люди, пока не столкнувшиеся с заболеванием в своем близком круге, к витальным страхам относятся дистанцировано: этот страх еще не актуализирован, но есть потенциал к тому, что по мере столкновения со случаями заболевания в ближнем круге, витальные страхи приобретут более важное значение и в совокупности с экономическими страхами предстанут серьезным вызовом для людей.
Одна из тем, искусственно поддерживаемых и раскручиваемых в информационное поле, касается многочисленных фейк-ньюс по поводу нехватки тех или иных жизненно важных предметов и продуктов питания, не готовности лечебных учреждений. И опять это серьезный вызов для региональной власти: те регионы, в которых власти пошли по пути максимального информирования жителей о текущей ситуации, скорее всего, покажут большую социальную стабильность.
Печать