Эдуард Атанов – о недостаточности оснований для переноса единого дня голосования.
Центральная избирательная комиссия РФ с 1 апреля 2020 года получила право переносить выборы в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Уже известно о переносе 102 выборных кампаний, запланированных на период с 5 апреля по 21 июня 2020 года. Одновременно в экспертной среде
началось обсуждение вопроса о возможном переносе единого дня голосования (ЕДГ) и связанных с этим проблемах для внутриполитической обстановки в стране.
Продумывать механизм переноса ЕДГ, безусловно, нужно, но говорить о переносе – преждевременно, слово, прежде всего, за специалистами сферы здравоохранения, считает практикующий социолог, сотрудник агентства МИСИ, эксперт Центра ПРИСП
Эдуард Атанов.
Рассуждая по поводу гипотетического переноса единого дня голосования (ЕДГ) в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, необходимо учитывать несколько факторов. Например, опыт европейских и ближневосточных стран, прежде всего, Германии, Франции и Израиля, которые в самом начале эпидемии не отказались от проведения ряда выборов разного уровня. В результате мы увидели скачок числа зараженных вирусом людей. В условиях надвигающейся угрозы пандемии выборы не были отменены, значительное число людей пришло на избирательные участки, создав предпосылки для лавинообразного распространения коронавируса.
Очень не хотелось бы повторить печальный опыт других стран при проведении выборов в России, в том числе в единый день голосования. Тем более что не стоит забывать о статье 20 Конституции страны о праве на жизнь каждого жителя РФ. Во главу угла следует помещать не политические амбиции, а личность человека, сделав все, чтобы при проведении выборов его жизнь и здоровье не подвергались опасности. Необходимо учитывать, что самая активная часть российских избирателей – люди старшего возраста, либо на подходе к нему. Как практикующий социолог, замечу, что избирательную активность проявляет именно эта категория населения, представляющая собой главную группу риска в условиях угрозы коронавируса. Мы не должны допустить вторую Италию.
Но говорить о том, что ЕДГ необходимо переносить уже сейчас, также не приходится. На сегодняшний день принятие такого решения выглядит преждевременно. Вообще решение о судьбе ЕДГ носит не политический характер, оно целиком должно зависеть от экспертного мнения вирусологов, эпидемиологов, врачей. Сначала необходимо решить вопрос об угрозе жизни для населения страны и только потом заниматься политическими вопросами. Мы не должны создавать повод для лавинообразного скачка числа зараженных – это было бы преступлением, но и уверенно говорить о переносе ЕДГ также неуместно, тем более что это может отрицательно сказаться на настроении людей, дополнительно стимулируя панические настроения в обществе, и без того испытывающего серьезное психологическое давление в режиме самоизоляции.
Продумывать механизм переноса ЕДГ, безусловно, нужно, но говорить о переносе – преждевременно, слово, прежде всего, за специалистами сферы здравоохранения.
Печать