Ассоциация по защите избирательных прав "Гражданский контроль"
Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов
Максим Лесков считает, что переход от рыночной цивилизации к правовому государству состоится после принятия поправок в Конституцию:
В нашей стране приступили к реформированию Конституции, поскольку в обществе созрел запрос на общенародную идеологию. Поэтому и поправки носят не столько правовой, сколько политико-идеологический характер. Они призваны сформировать основы для дальнейшего развития нашего государства, здесь и социальная ориентированность, и защита территориальной целостности, и забота о человеке, о гражданине.
Я хотел бы обратить внимание, насколько существенно отличаются ситуации, в которых менялась Конституция в 1993 и 2020 годах. Тогда документ принимался в условиях политического кризиса, сегодняшние поправки напротив, демонстрируют переход общества к новому этапу. Неслучайно русский народ давно придумал поговорку «Нет худа без добра». Не произошло бы беды, думаю, еще долго продолжала бы тянуться эпоха потребления, где ценности заменены на услуги, товары и их стоимость. Хочется, чтобы после всенародного голосования мы все, наконец, оказались в преобразившемся государстве, где снова начнут по заслугам оценивать труд самых простых людей, без которых невозможно наше существование – врачей, учителей, сантехников, пожарных, полицейских, а не разного рода неразумных личностей, наводнивших Интернет и телевидение.
После карантина я предвижу резкую поляризацию и радикализацию общества, связана она будет в первую очередь с экономикой. Отношения в социуме будут напрямую зависеть от того, как сработает правительство по поддержке малого бизнеса, развитию экономики. Если нам удастся совместными усилиями эффективно справится с болезнью, то это не только даст повод принимаемым поправкам резонировать в обществе еще убедительнее, но и проявит запрос на смену очень многих политико-правовых приоритетов. Народ сейчас отчетливо разглядел, от кого зависит наша дальнейшая жизнь. И это не «Дом 2» с Бузовой или прочие фальшивые кумиры, это те, кто готовы жертвовать собой ради ближнего – врачи, учителя, волонтеры, неравнодушные соседи. Вот интересно… церкви закрывают на карантин, а жертвенное религиозное сознание в людях усиливается.
Что касается легитимности процедуры принятия поправок, о которой так печется оппозиция, могу сказать, что пока не было обжалования в суде, процесс считается на 100% законным. У нашей уважаемой оппозиции, к которой мы прислушиваемся и ценим за то, что она есть, есть право выразить свои взгляды в установленном законом порядке и отстоять ее в судебном споре. Но вместо этого наши партнеры в большей степени увлекаются эмоциональными оценками, а не правовыми категориями. Это помогает лишь держать тему в повестке дня, но не идет во благо обществу.
Есть более точное и тонкое понимание легитимности как солидарности, единства в обществе по поводу нововведения, легитимности как результата коллективного договора. Но об этом можно вести речь лишь после завершения процесса и анализа результатов. На сегодняшний день на стадии дебатов любой спикер пытается заработать определенный капитал, пользуется любым поводом, чтобы привлечь к себе внимание, завоевать аудиторию, при этом не гнушается никакими вольностями, отступлениями от фундаментальных основ. К сожалению, в этой дискуссии могут звучать абсолютно разные, не всегда продуктивные мнения, но это нормальный процесс, который в конечном итоге ведет к легитимности и согласию.
Дать окончательную оценку насколько правильно была выстроена процедура, насколько хорошо был осуществлен народный и гражданский контроль, как работали наблюдатели, представители СМИ – мы сможем только в ходе самой процедуры. Но прогнозировать заранее, что исход предрешен, что там заложены какие-то подводные камни, это просто стремление хайпануть. Пока это лишь сотрясание воздуха, игра на публику и насаждение нервозности в обществе, которое и без того сейчас находится в тревожном состоянии.
С моей точки зрения, было бы правильно как можно активнее привлекать к участию в предстоящем народном опросе медианаблюдателей. Так я называю наших электоральных экспертов, которые имеют собственные каналы в соцсетях, мессенджерах. У меня особое беспокойство за то, чтобы для них смогли создать нормальные рабочие условия и минимум препятствий, на мой взгляд, за ними будущее электоральной журналистики. Поскольку пока сам процесс переведен сейчас в режим «stand by», фактически приостановлен, мы можем сконцентрироваться лишь на дистанционном обучении, на том, чтобы наши кадры не утратили мотивацию.
Сейчас настал момент, когда может произойти оздоровление общества, переход от рыночной цивилизации к правовому государству. Старт этому процессу будет дан вместе с принятием поправок в Конституцию.
Печать