Владимир Червоненко – о стратегии белорусских властей по борьбе с коронавирусом.
В четверг, 16 апреля, Белоруссия обогнала Украину по количеству зараженных коронавирусной инфекцией, несмотря на уступающую в четыре раза численность населения. Ранее белорусский лидер Александр Лукашенко назвал ситуацию с пандемией коронавируса в мире «психозом» и отказался вводить в республике меры карантина. В пятницу, 17 апреля, Лукашенко поручил «медленно и спокойно» возобновить учебный процесс в школах со следующей недели, также, несмотря на рекомендации Всемирной организации здравоохранения, белорусские власти намерены провести 25 апреля республиканский субботник.
В целом ситуация в Белоруссии тревожная, но не паническая, объявлять режим чрезвычайной ситуации или военное положение пока что преждевременно – пика пандемии республика еще не достигла, констатирует директор по спецпроектам Центра ПРИСП Владимир Червоненко.Изначально для борьбы с коронавирусом белорусские власти избрали стратегию, которой придерживались Скандинавия и Великобритания. Она заключалась в том, чтобы не объявлять карантин, но одновременно принимать комплекс превентивных мер с тем, чтобы большинство населения страны получило иммунитет путем перенесения субклинических или легких форм коронавирусной инфекции, на долю которых приходится примерно 90% случаев протекания болезни.
Данное решение белорусских властей было обусловлено желанием ввести щадящий режим для национальной экономики, которая даже по сравнению с экономикой соседней Украины не обладает потенциалом или подушкой безопасности, которые могли бы позволить ей пережить это сложное время.
Происходящее сегодня некоторые наблюдатели сравнивают с ситуацией 1986 года и аварией на Чернобыльской АЭС, когда приближенные к власти уже знали о случившемся, сидели по домам и принимали препараты, в то время как большинство простых людей радостно шли на демонстрацию. В настоящий момент население в Белоруссии разделилось на две группы: первая верит заявлениям белорусских властей, не воспринимая угрозу коронавируса всерьез, считая, что это очередная эпидемия гриппа, с которой мы сталкиваемся ежегодно.
Вторая группа, преимущественно находящаяся в российской или европейской информационной повестке, с тревогой следит за статистикой распространения вируса и во многом вопреки действиям собственных властей добровольно выбирает режим самоизоляции, использует защитные средства, обрабатывает руки и соблюдает социальную дистанцию, пытаясь защитить себя.
Нельзя сказать, что белорусские власти ничего не предпринимают: школьные каникулы продлены пока на две недели, многие вузы, организации и учреждения перешли на удаленку, ограничены посещения поликлиник, больниц и общественных мест, оборудованы дополнительные койкоместа для больных коронавирусом в стационарах.
В среднем по республике по состоянию на начало недели индекс самоизоляции составлял 2,3 пункта, данные разнятся в зависимости от региона, и того, насколько серьезно население в нем воспринимает угрозу коронавируса. Большие супермаркеты стоят полупустыми, тогда как в небольших магазинчиках не протолкнуться. Покупатели пытаются соблюдать дистанцию, продавцы работают в масках и даже защитных щитках на лице.
В общем и целом мировые меры борьбы с вирусом носят пока что половинчатый характер. Мы видим, как в той же Германии отказываются от излишне строгих ограничений, давая некоторые послабления населению и бизнесу. В США декларируют, что с течением времени смогут побороть вирус и исправить ситуацию, ну а пока что принимают достаточно жесткие меры социального дистанцирования и самоизоляции. Насколько эти заявления оправданны, чья стратегия более верна – покажет время.
Сравнивая ситуация на Украине и в Белоруссии, население которой меньше в четыре раза, а количество заболевших больше, мы имеем то, что имеем. С другой стороны, не следует забывать, что самое главное оружие – это статистика, а значит на первый план выходят диагностические моменты: насколько точно определяют и выявляют заболевших коронавирусом. Погибшего в результате СOVID-19 можно отнести в разные категории смертности, что и будет указано в статистике. Как в анекдоте: «У нас в области коронавируса не будет. Почему? У нас тестов нет». Я не исключаю, что для Белоруссии, Украины и России ситуации с манипуляцией статистикой не исключены, причем к своей выгоде этим будут заниматься как сами власти этих стран, так и оппозиция.
В целом ситуация в Белоруссии тревожная, но не паническая, объявлять режим чрезвычайной ситуации или военное положение пока что преждевременно – пика пандемии мы еще не достигли.
Печать