Сергей Поляков – о возможных переменах в политических симпатиях граждан в обстановке пандемии и шансах оппозиции.
Привычная деятельность политических партий
серьезным образом была скорректирована угрозой пандемии коронавирусной инфекции. В сложных обстоятельствах не все политические силы страны смогли встроиться в новую повестку и продолжить работу с избирателями. Прямая помощь населению, волонтерство, усилия по преодолению последствий пандемии – сегодня все это находится в центре внимания общества, ожидающего от партий конкретной помощи и решительных действий. Вместе с тем угроза пандемии оказалась удобным инструментом политической борьбы между властной вертикалью и оппозиционно настроенными политическими силами.
Руководитель Центра Электоральных Практик, эксперт Центра ПРИСП
Сергей Поляков убежден, что в непростой ситуации пандемии голос политических партий должен быть особенно заметным.
Когда мы рассуждаем о том, как партии действуют в обстановке пандемии коронавируса, следует начать с «Единой России», партии власти, главной партии страны. На мой взгляд, поначалу единороссы избрали не самую удачную стратегию, устраивая флешмобы с благодарностью медицинским работникам, за что в их адрес прозвучал целый ряд критических замечаний со стороны граждан, справедливо указывающих на то, что лучше бы врачам прибавили зарплату, обеспечили средствами защиты и необходимыми медикаментами. Надо отдать должное: в «Единой России» прислушались к критике, и в регионах под эгидой партии, в основном благодаря инициативам ее местных отделений, был дан старт различным волонтерским программам.
Со стороны КПРФ мы наблюдаем скорее типичную оппозиционную историю, когда московские депутаты-коммунисты достаточно резко и во многом заслуженно критикуют власти столицы, вплоть до инициирования судебных исков. Властная вертикаль в текущей сложной обстановке выглядит слегка растерянной. Серьезных эпидемий не было около ста лет, и у властей нет особого опыта противостояния пандемии, к тому же сказывается привычная расслабленность властной вертикали, не имевшей серьезных вызов последнее время. В результате различные органы власти принимают достаточно странные решения, которые даже неподготовленным людям кажутся абсурдными.
«Справедливая Россия», согласно заявлению своего лидера Сергея Миронова, на время пандемии прекратила политическую деятельность. Решение партии самоустраниться из политической повестки выглядит странно. В непростой для власти и граждан ситуации голос политических партий, по моему глубокому убеждению, должен звучать, с их стороны ждут какой-то помощи избирателям, разумной критики чиновников. Например, резкая критика со стороны общественности и политиков помогла исправить неправильную ситуацию, когда 17 апреля полиция начала проверять пропуска у всех входящих в московское метро.
ЛДПР также не отличается особой активностью в период пандемии, тогда как довольно активно себя ведут несистемные, непарламентские партии, особенно это заметно в Москве, где муниципальные депутаты критикуют правительство Собянина за множество недоработок и недочетов. Несистемные партии, например, «Яблоко» в этой обстановке набирают очки, на фоне того, как москвичи проявляют очевидное недовольство спорными решениями властей, ничего не объясняющими людям и предпочитающими действовать исключительно методами запретов. В целом москвичи достаточно сознательно подошли к ситуации самоизоляции, не выходят на улицу без крайней необходимости и явно не заслуживают эпитетов «шашлычники» и других упреков со стороны московских чиновников.
Несистемная оппозиции поднимает на щит случаи некомпетентности власти и правоохранительных органов, а жители столицы принимают сторону либеральной оппозиции, набирающей в эти дни серьезные очки. Нельзя исключать, что по мере развития ситуации с пандемией коронавируса мы увидим серьезные изменения в политических симпатиях граждан.
Печать