Владимир Шаповалов – о невидимой руке рынка, которая не всегда работает применительно к нефти.
В понедельник, 20 апреля, цена на майские фьючерсы американской нефти марки WTI, к которой привязана цена ряда других сортов нефти, рухнула ниже нуля впервые в истории. Со старта торговой сессии вторника падать начала вся мировая нефть. Эталонный сорт Brent, от которого рассчитывается цена российской марки Urals, уходил ниже 20 долларов за баррель, а июньский фьючерс WTI – до 11 долларов. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал не придавать чрезмерно негативной окраске падению цен на нефть.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов называет иррациональные истерические решения на спекулятивном рынке в качестве одной из причин скачков цен на нефть.
Нас всегда учили, что невидимая рука рынка все всегда расставляет по своим местам, формируя справедливый баланс спроса и предложения.
Сегодня мы видим, что это не так. Ситуация с отрицательной ценой на нефть ярким образом демонстрирует ограниченность и недостатки рыночного подхода. Понятно, что стоимость продукта не может иметь отрицательное значение, и вся эта ситуация является абсолютно ненормальной, демонстрируя, что рыночная экономика не представляет собой самый справедливый способ распределения благ.
Скачки цен на нефтяные фьючерсы в понедельник – результат иррациональных истерических решений, принимаемых на спекулятивном рынке. У этого процесса есть определенная причина, связанная с заполнением американских хранилищ и наличием у побережья США большого количества танкеров с саудовской нефтью. Цены на американском нефтяном рынке демонстрируют существенное превышение предложения над спросом, что и зафиксировал скачок цен в отрицательный диапазон.
По всей вероятности, данная рыночная динамика способна привести к краху американского нефтяного сектора, если государство в лице президента не предпримет энергичных усилий по его спасению. Очевидно, что даже если эти усилия будут предприняты, значительная часть американских компаний, разрабатывающих сланцевую нефть, окажутся банкротами. При этом называются разные цифры: от 80 до 100%. Очевидно, что ряду компаний удастся пережить сложные времена перераспределения нефтяного рынка США.
Необходимо подчеркнуть, что соглашение ОПЕК+ вступает в силу только с 1 мая, поэтому отрицательная динамика падения цен на нефть, которая в понедельник достигла своего пика, наблюдалась в последние десять дней, и в этом нет ничего удивительного. После эмоционального всплеска и прироста цен на нефть, последовавших за заключением соглашения, цены снова начали падать, достигнув критической отметки. Падение вполне понятно с точки зрения того, что соглашение еще не вступило в силу. В тот момент, когда соглашение вступит в силу, ситуация на нефтяном рынке стабилизируется, что повлечет существенный рост цен.
Тем не менее, основная причина падения цен на нефть – пандемия и последующее падение мировой экономики, которые мы наблюдаем в настоящее время. Как только крупные страны-потребители нефти начнут выходить из состояния карантина, начнется постепенный рост нефтяных цен. На мой взгляд, кризис в понедельник в принципе не приведет к остановке нефтяного рынка, цены будут демонстрировать постепенный рост, первая волна начнется в ближайшие 7-10 дней, вторая волна последует за выходом ведущих экономик из состоянии пандемии, прежде всего, Китая и стран Запада. Это должно благоприятно отразиться на нефтяных ценах, начиная с середины лета, и осенью, ближе к зиме, цены примут более выгодный вид для участников рынка. По некоторым оптимистичным мнениям, к концу года цены превысят 40 долларов за баррель. В 2021 году нефтяные цены продолжат расти, а рынок углеводородов постепенно восстановится.
Печать