Профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, член рабочей экспертной группы Конституционной комиссии Российской Федерации (1992-1993 гг.), замещающий член Венецианской комиссии Совета Европы (2013 – 2017 гг.) Владимир Лафитский дает правовую оценку Петиции в Совет Европы о проведении срочной правовой экспертизы изменений в Конституцию России.
Петиция с призывом к уполномоченным органам Совета Европы «в срочном порядке запросить мнение Венецианской комиссии о соответствии демократическим правовым стандартам Совета Европы изменений Конституции России, а также процедуры их принятия» не может быть поддержана, поскольку она создает неразрешимые противоречия.
Первое. Поспешность недопустима не только в конституционном правотворчестве, но и в оценках его результатов. Тем не менее, Петиция, указывая, что «масштабные изменения Конституции» осуществляются в срочном порядке, призывает Венецианскую комиссию к тому же: «в срочном порядке» оценить изменения Конституции России на предмет их соответствия демократическим правовым стандартам Совета Европы.
Второе. Необходимо высказывать и защищать свою позицию, а не прятаться «за спины» других, в том числе членов Венецианской комиссии, призывая их сделать работу за нас.
Что касается моей позиции, то я неоднократно выступал с критическими замечаниями по конституционным изменениям, что подтверждают интервью газете «Коммерсантъ» 28 января, 3 февраля, 26 марта 2020 г.; выступление 11 марта 2020 г. в программе Радиоуниверситет Радио России; статья «Конституционные поправки «Судного дня», опубликованная в журнале «Конституционный вестник» в апреле 2020 г. Поэтому имею право высказать замечание автору Петиции и тем, кто ее подписал, в связи с ненадлежащим адресатом обращения.
Третье. Следует учитывать тот факт, что конституционные изменения могут вступить в силу только в случае их одобрения в ходе общероссийского голосования. Такой порядок предполагает не только открытое обсуждение предложенных конституционных изменений в правовом пространстве Российской Федерации, но и недопустимость какого-либо воздействия «извне».
Изменения Конституции – это вопрос внутренней компетенции любого государства, что исключает, согласно Уставу ООН (часть 7 статьи 2), какое-либо вмешательство международных организаций и других государств.
Но такое ограничение, естественно, не препятствует Венецианской комиссии оценить конституционные изменения в случае их вступления в силу.
Четвертое. Обсуждение конституционных изменений должно в равной мере исключать их безудержное отторжение и слепое одобрение. И то, и другое смертельно опасно для конституционного строя России.
Печать