Сергей Поляков – о растущей на фоне карантина стене недоверия между властью и обществом.
В среду, 22 апреля,
ВЦИОМ опубликовал данные социологического опроса, согласно которому две трети россиян (66%) будут готовы принять участие во всероссийском голосовании по конституционным поправкам. Поддержать предлагаемые изменения в Конституцию намерены 50% респондентов, высказаться против них – 26%. «С точки зрения экспертов ВЦИОМ, если бы голосование состоялось 22 апреля как было намечено, то явка составила бы 52-54% от имеющих право голоса. При этом «за» поправки проголосовали бы 67-68% участников, «против» – 27-30%, испортили бюллетень бы 3-5% участников», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте исследовательского центра.
Власть ожидают весьма серьезные проблемы при попытке осуществить голосование по конституционным поправкам в их нынешнем виде, полагает руководитель Центра Электоральных Практик, эксперт Центра ПРИСП
Сергей Поляков.
На мой взгляд, прогнозируемый некоторыми экспертами «медовый месяц» между властью и обществом, когда россияне выйдут из своих квартир по истечению режима самоизоляции и на волне эйфории примут участие в голосовании по конституционным поправкам, не случится. Прежде всего, людям придется решать очень много проблем, накопившихся за время карантина: судя по всему, в Москве он продлится до июня, а в регионах, где пандемия идет с отставанием, возможны и более поздние сроки отмены режима ограничений.
Проблемы после карантина будут у всех слоев населения: многие взрослые россияне не получали зарплату или вовсе потеряли работу, школьников ждет непонятная ситуация с ЕГЭ, студентов с сессией, абитуриентов с экзаменами, малый и средний бизнес уже сейчас оказывается на грани банкротства. В первую очередь проблемы носят материальный характер, и власти пока только демонстрируют намерения помогать населению и предпринимателям, теряющим клиентов. Это объективная причина, в силу которой окончание карантина не гарантирует повышение рейтинга власти в глазах россиян.
Вторая причина носит субъективный характер. Люди достаточно критично относятся к действиям руководства страны, предпринимаемым в это непростое время. Достаточно провести мониторинг социальных сетей, чтобы убедиться в этом: населению не нравится, что власть в первую очередь уповает на запретительные меры и штрафы, когда сама риторика власти – это не упор на разъяснение, разговор с людьми, но язык запретов и ультиматумов. В этот момент вырастает стена между обществом и властью, которая и без кризиса активно росла все последнее время. Многим наверняка кажется, что властям наплевать на них, они решают свои конкретные задачи, и судьба конкретного человека их не очень интересует.
Третья причина – это роль в кризисе самого президента страны, чьи действия никак нельзя назвать оптимальными. В первое время начала пандемии коронавируса президент не повел себя как лидер нации, готовый взять на себя ответственность, он просто исчез, породив волну конспирологических слухов о своей болезни. При первом публичном появлении президент снял с себя ответственность за борьбу с пандемией и ликвидацию нанесенного ею ущерба, переложив ее на регионы. С одной стороны, это хорошо для развития федерализма, но люди ожидали другого, когда на протяжении двадцати лет нам транслировали образ безусловного лидера, который берет на себя ответственность и всегда побеждает. И сегодня россиянам показалось иное: как будто бы лидер нации – в гибернации, или испуганный человек, который, как было видно в ходе его выступлений, чувствует себя неуверенно, сильно переживает. Пасхальное обращение Путина, наоборот, породило собой обратный пример восприятия: когда часть населения оказалась окончательно загнано в истерию, глава государства предстал с экрана телевизора довольным жизнью человеком среди шикарной обстановки резиденции. У меня сложилось впечатление, что пока вся властная вертикаль не знает, куда бежать и что делать, у лидера нации все хорошо, что порождает определенный диссонанс восприятия.
В момент голосования по конституционным поправкам оппозиции вполне по силам довести до избирателей один простой тезис о том, что в повестке голосования главное - это не статус русского языка, МРОТ или что-то еще, но главное – это обнуление президентских сроков Владимира Путина, который будет возглавлять страну еще очень долгое время. С этой точки зрения, нас скорее ждет «горчичный» месяц огромного непонимания между народом и властью, особенно на фоне последствий карантина. Избирателям придется выбирать между переменами или, как минимум, еще двумя сроками Путина, а это двенадцать лет. Мне кажется, что разочарованное большинство выберет перемены.
Власти будет очень сложно обеспечить явку при голосовании по Конституции, в то время как оппозиция демонстрирует желание сплотиться, задавая власти неудобные вопросы, а также продвигает свою повестку, близкую и понятную населению. В целом руководство страны ожидают весьма серьезные проблемы при попытке осуществить голосование по конституционным поправкам в их нынешнем виде.
Печать