Николай Пономарев - о процессе формирования списка особо пострадавших отраслей и перечня системообразующих предприятий.
Кризис, поразивший российскую экономику в связи с эпидемией коронавируса, вынудил власти пойти на создание программ помощи коммерсантам. Однако на помощь со стороны государства могут рассчитывать не все бизнесмены. В первую очередь Кремль решил оказать помощь системообразующим производствам и компаниям, работающим в наиболее пострадавших секторах экономики.
Центр ПРИСП продолжает серию публикаций, посвященных теме поддержки предпринимателям со стороны государства.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев осветил и проанализировал процесс формирования списка особо пострадавших отраслей и перечня системообразующих предприятий.Списки «больных» отраслейВластями был составлен перечень отраслей, наиболее пострадавших в результате распространения коронавируса. В утвержденный 3 апреля перечень вошли такие сферы ведения бизнеса, как:
- сухопутные пассажирские перевозки;
- автомобильные грузоперевозки;
- организация работы автовокзалов и автостанций;
- пассажирские авиаперевозки;
- грузовые авиаперевозки;
- вспомогательная деятельность, связанная с работой воздушного транспорта;
- деятельность в области искусства и организации развлечений;
- фитнес-индустрия;
- санаторно-курортная отрасль;
- туристический и гостиничный бизнес;
- общественное питание;
- дополнительное образование;
- услуг по дневному уходу за детьми;
- организация мероприятий;
- ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
- стирка и химчистка;
- услуги парикмахерских и салонов красоты.
10 апреля к этому перечню добавили демонстрацию кинофильмов и оказание стоматологических услуг.
Восемь дней спустя в список включили также деятельность музеев и зоопарков, розничную торговлю одеждой, обувью, прочими бытовыми изделиями, товарами культурно-развлекательного назначения, информационным и коммуникационным оборудованием, автомобилями, мотоциклами, иными транспортными средствами и деталями к ним. Перечень пополнился и такими позициями, как «розничная торговля большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах» и «деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента». В список вошла розничная торговля в специализированных магазинах, в нестационарных торговых объектах и на рынках.
Too big to failПараллельно власти начали формировать перечень системообразующих предприятий, банкротство которых способно нанести критически значимый урон экономике.
Первоначально их список был сформирован на основе трех критериев, выделенных еще в 2015 г.: размера годовой выручки, налоговых отчислений и численности персонала. В итоговый перечень вошли 646 предприятий, в их числе – «Макдоналдс», «Спортмастер», «Леруа Мерлен Восток», «М.Видео» и даже букмекерская контора «Фонбет». В то же время в список не вошли многие производства, сохранение которых имеет критическое значение для обеспечения устойчивости экономики.
Последовавший скандал привел к решению сформировать перечень из 72 отраслей, для каждой из которых был составлен свой комплекс критериев оценки значимости предприятий. Также был выработан дополнительных оснований для признания предприятий системообразующими. К ним отнесли, в частности, обеспечение транспортной доступности отдаленных территорий и анклавов, градообразующий характер вкупе с существенным влиянием на экономику региона, принадлежность к числу главных исполнителей и исполнителей первого уровня по гособоронзаказу и т.д.
В соответствии с предложением Михаила Мишустина, в итоге было решено отказаться от создания единого постоянного списка системообразующих предприятий. Отраслевым министерствам было поручено разработать собственные перечни и периодически обновлять их.
17 апреля были одобрены первые 4 отраслевых перечня системообразующих предприятий. В них вошли 489 компаний, предложенных Минпромторгом, Минэнерго, Минкомсвязи и Минсельхозом.
На 24 апреля запланировано обсуждение отраслевых перечней Минтранса, Минстроя, Минфина и Минздрава.
Руководство включенных в перечень предприятий, впрочем, пока не имеет гарантий помощи со стороны государства. Для их получения компании должны предварительно пройти стресс-тестирование, предоставить банкам необходимую им информацию и разработать модели рисков. Стресс-тестирование предполагает составление прогнозов на основе двух вероятных сценариев развития ситуации. В первом случае предполагается, что режим самоизоляции будет отменен летом, а нефть будет стоить $20 за баррель. Второй вариант предусматривает продление противоэпидемических ограничений до осени и сохранение стоимости нефти на уровне $10 за баррель.
ЗаключениеГосударство сосредоточило внимание на поддержке, с одной стороны, малого и среднего бизнеса в особо пострадавших отраслях, а с другой – строительной отрасли в целом и крупных «якорных» компаний отраслевом и региональном разрезе. При этом многие крупные (по принятой в РФ системе классификации) компании оказались не готовы к выживанию в новых условиях. Как и в случае с МСП, у них не оказалось достаточного объема финансовых запасов (либо они по тем или иным причинам скрывают их).
Аналитики правительства не сумели полностью оценить негативный эффект противоэпидемических мероприятий для конкретных отраслей экономики, либо политическое руководство до последнего рассчитывало на то, что ряд производств «группы риска» смогут все же сдержать кризисные тенденции своими силами.
За исключением разработки списка системообразующих предприятий, государство не предприняло каких-либо усилий, ориентированных на сохранение высокотехнологичных производств, восстановление которых после завершения кризиса будет особенно тяжелым. Косвенно это указывает на то, что высокотехнологичные отрасли не рассматриваются в Кремле в качестве драйвера или первоосновы для реанимации экономики в будущем.
Печать