Антон Чаблин – о сложных обстоятельствах работы команды нового премьер-министра.
Первые сто дней работы нового российского кабинета министров под председательством Михаила Мишустина пришлись на сложное для экономики страны время, осложненное форс-мажорными обстоятельствами пандемии коронавируса. По мнению экспертного сообщества, перед правительством Мишустина, изначально подбиравшегося под решение задачи о технологизации управления нацпроектами, стоит сложная задача принятия пакета антикризисных мер на фоне серьезного ущерба от нестабильных цен на углеводороды и падения реальных доходов населения.
Политолог, главный редактор «Акценты», эксперт Центра ПРИСП
Антон Чаблин предлагает оценивать адекватность антикризисных мер правительства после прохождения страной пика пандемии и начала восстановительных процессов в экономике.
Я в этом вопросе полностью согласен с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым, который назвал первые сто дней Мишустина на посту премьер-министра одними из самых сложных в истории России.
Страна оказалась в «идеальном шторме», когда совпало сразу два кризиса – падение платежеспособного спроса населения из-за противоэпидемических мероприятий и девальвация рубля из-за волатильности на глобальном углеводородном рынке (рухнули ведь не только фьючерсные цены на нефть, но и стоимость контрактов на поставку природного газа).
Насколько Мишустин держит удар, оценить пока сложно – «идеальный шторм» начался не так давно. Но в любом случае вызывает вопросы, скажем, нежелание раздавать «вертолетные деньги» под предлогом того, что падение реальных доходов населения оказалось еще слишком незначительным. Много и других претензий к работе экономического блока правительства. В работе правительства, очевидно, заложен и серьезный конфликт между самим Мишустиным и Собяниным.
У последнего, напомню, влиятельное лобби в кабмине, плюс к тому Собянин руководит комиссией Госсовета по борьбе с коронавирусом – а сегодня именно эта тема является приоритетной в работе всей «вертикали власти».
Думаю, адекватно оценить реальную эффективность комплекса антикризисных мер можно будет после того, как страна пройдет пик пандемии, и начнутся восстановительные процессы в экономике.
Печать