Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП
Александр Малькевич - о «шедеврах» американской пропаганды на тему коронавируса в Коми.
Недавно прочитал репортаж шефа московского бюро The New York Times Эндрю Хиггинса, который рассказывает потрясенному американскому читателю о… далекой северной российской Республике Коми размером с Калифорнию. В которой «власти все скрывают».
Что именно? Во-первых, «полное отсутствие системы здравоохранения». Во-вторых, «цифры про заболевших коронавирусом».
Текст NYT интересен исследователям тем, что позволяет воочию увидеть технику подготовки и стилистику подобных публикаций в американских СМИ, тем более в том, которое считается самым респектабельным. То есть польза (для нас) — в возможности сравнительного анализа журналистской работы в России и США.
Кстати, в XXI веке NYT писала о Коми (до этого) только один раз: в 2005 году в связи с запретом республиканским министерством культуры постановки оперы «Балда» в Театре оперы и балета.
Отмечу три «бриллианта» в тексте.
Первый. Даю перевод: «Президент России Владимир Путин, хорошо осведомленный о дисфункциях своей страны, провел большую часть прошедшей недели, преследуя чиновников в обширных регионах, приказывая им взять ситуацию в свои руки. Но, столкнувшись с пандемией, которая не отвечает на кремлевские инструменты пропаганды и репрессий, г-н Путин в основном делегировал обработку коронавируса тем же региональным лидерам. При этом Кремль лишь усилил инстинкты, глубоко укоренившиеся во многих местных органах власти, пытаться скрыть плохие новости».
Про «преследования чиновников» особенно понравилось!
Второй шедевр: в материале возникает некое «независимое республиканское СМИ». Интересно, что независимые СМИ в репортажах американских газетчиков из России возникают обычно только тогда, когда это необходимо. Мы же помним, что в остальных случаях независимых СМИ в России нет?
И третье. Венчает материал фотография кладбища в Сыктывкаре. Изображение погоста со свежими могилами на фоне угрюмого свинцового неба и одинокой часовни как бы говорит американским читателям о массовом захоронении жертв коронавируса. И конечно, намекает, что в России люди мрут от ковида как мухи; ну а власти, разумеется, «все скрывают».
В общем, весь текст крутится вокруг «замалчивания вспышки коронавируса в Сыктывкаре».
Хочется, правда, напомнить, что эта «вспышка» унесла от трех до шести жизней в Коми по сравнению с 10 тысячами умерших в Нью-Йорке!
Наверное, этим и объясняется необходимость текста?
Печать