Николай Пономарев – о новых политических рейтингах, опубликованных ведущими социологическими агентствами России.
Фиксируемое уже на протяжении двух недель падение доверия к элитам и одобрения их деятельности дает обширную почву для размышлений.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о новых политических рейтингах, опубликованных в минувшую пятницу ведущими социологическими агентствами России.ВЦИОМУровень одобрения деятельности главы государства, согласно данным опросов ВЦИОМ за 13 - 19 апреля, сократился с 65,1% до 64,7%. Всего за период с 5 апреля показатель упал на 3,9%.
Его среднее значение за истекший период 2020 г. составляет 64,8%, за 2019 г. – 64,2%, за 2018 г. – 71%.
Опросы ВЦИОМ также показали незначительное снижение рейтинга доверия к президенту до 69,8% (на 0,7%). Падение этого показателя фиксируется уже на протяжении двух недель. За 14 дней рейтинг сократился на 2,3%. Этот тренд обеспечило в первую очередь уменьшение числа респондентов, заявляющих о полном доверии к Владимиру Путину (на 2,2%).
Среднее значение показателя за весь период наблюдений (с конца мая 2019 г.) составляет 71,3%.
Текущий уровень «безусловного» доверия к главе государства зафиксирован на отметке в 30% (средний показатель – 32,9%).
Рейтинг «Единой России» изменился в пределах статистической погрешности, уменьшившись с 34,3% до 34%. В течение двух недель он сократился на 2%.
В 2018 г. о готовности поддержать на выборах «партию власти» в среднем заявляли 42,5% опрошенных, в 2019 г. – 33,6%, за истекший период 2020 г. – 33,4%.
ФОМСогласно данным ФОМ, уровень одобрения деятельности президента за период 13 – 19 апреля упал на 2%, до отметки в 64%. В течение двух недель показатель уменьшился на 3%.
15 – 22 марта (т.е. примерно месяцем ранее) он колебался между 60% и 65%. На сопоставимый период 2019 г. величина рейтинга одобрения составляла 62%.
Важно отметить, что рейтинги одобрения и неодобрения работы главы государства эксперты ФОМ выстраивают на основании скорее относительных показателей. В ходе опроса используются только варианты ответа «скорее одобряю» и «скорее не одобряю». В результате мы не получаем информации как о безусловном одобрении, так и полном осуждении. Аналогичная методика используется при оценке уровня доверия к первому лицу.
Количество респондентов, декларирующих доверие к главе государства, сократилось до 60% (на 1%). В течение 14 дней показатель упал на 3%.
15 – 22 марта рейтинг доверия менялся в пределах от 56% до 60%. 21 апреля 2019 г. его значение также составляло 60%.
Доля опрошенных, позитивно оценивающих работу Михаила Мишустина, увеличилась на 1%, достигнув уровня 42%. В течение двух недель рейтинг одобрения работы премьера вырос на 2%, демонстрируя затухание тенденции к «взрывному» увеличению. Напомним, что в период с 22 марта по 5 апреля количество положительных отзывов о деятельности главы правительства выросло с 26% до 40%.
Электоральный рейтинг «Единой России», по данным ФОМ, вырос на 2% (до 34%).
15 – 22 марта доля респондентов, готовых голосовать за партию, колебалась в коридоре 33 – 35%. Годом ранее «рейтинг избираемости» единороссов составлял 35%, в апреле 2018 г. – 47%.
Динамика поддержки «Единой России» среди избирателей является главным разночтением между данными ФОМ и ВЦИОМ. Однако в отношении величины размера ее рейтинга данные поллстеров полностью совпадают.
Причины паденияДлительное снижение целого ряда ключевых рейтингов власти, весьма вероятно, может быть связано с нарастанием
недовольства в связи с длительным пребыванием в самоизоляции и экономическими издержками противоэпидемических мер.
Недавний опрос ВЦИОМ показал, что только 39% опрошенных готовы соблюдать правила самоизоляции в полном объеме (при этом часть респондентов могли дать социальноодобряемый ответ). 43% выбрали вариант ответа «Буду стараться соблюдать сколько смогу». 8% процентов не уверены в том, что у них получится соблюдать ограничения в полном объеме и весь период. Еще 8% убеждены, что не смогут соблюдать в полном объеме на протяжении положенного срока.
Лишь 24% респондентов уверены в том, что их знакомые, друзья и родственники будут в полном объеме выполнять предписания властей относительно самоизоляции.
Полноценно оценить восприятие гражданами действий региональных властей на основании данных ВЦИОМ не представляется возможным: респондентам предоставили выбор между вариантами «скорее поддерживаю» (75%) и «скорее не поддерживаю» (13%). В результате мы не можем сопоставить показатели абсолютной и относительной поддержки.
Однако информация ВЦИОМ четко указывает на то, что в восприятии действий власти присутствует четкая диспропорция по половому признаку. Среди мужчин вариант «скорее поддерживаю» выбрали 68% (против 81% у женской части выборки). В пользу варианта «скорее не поддерживаю» высказались 19% мужчин и только 9% женщин. Вероятно, эти отличия объясняются как традиционно менее бережным отношением мужской части населения к своему здоровью, так и стрессом, который порождают экономические последствия противоэпидемических мероприятий. Следует помнить о том, что мужчина в российском обществе (в особенности – в экономически депрессивных регионах) в большинстве случаев продолжает играть роль «главного добытчика в семье» либо рассматривается социальным окружением сквозь призму соответствующих стереотипов. 33% недовольных действиями властей указали в качестве мотива необходимость зарабатывать на жизнь, 32% выбрали варианты ответов, предполагающих низкую оценку персональной опасности коронавируса.
Для респондентов в принципе характерна достаточно низкая степень страха перед возможностью заразиться COVID-19. Лишь 21% оценили соответствующие риски как высокие. Только 73% респондентов в случае обнаружения у себя симптомов коронавируса намерены вызвать «скорую помощь».
Среди опрошенных, поддерживающих действия региональных властей по борьбе с эпидемией, лишь 14% указали в качестве мотива вариант «Не хочу заразиться сам».
Многие респонденты негативно отреагировали на возможность применения региональными властями таких мер с эпидемией, как введение системы пропусков, спецразрешений и QR-кодов (31%), запрет на въезд/выезд из города или района (33%), увеличение размера штрафов (51%) или введение уголовного наказания (54%) за нарушение самоизоляции.
В совокупности напряжение, накопившееся за период пребывания в самоизоляции, развитие
кризисных тенденций в экономике и несовершенство существующих
механизмов помощи пострадавшим от этого граждан легко могли обусловить продолжительное снижение рейтингов власти.
Печать