Максим Шанин – о том, почему молчат матерые нефтяные волки.
Пока участники нефтяной сделки ОПЕК++ ждут 1 мая – даты вступления договоренностей в силу – в надежде на постепенное нахождение точки равновесия глобальным мировым рынком углеводородов, все крупные страны-экспортеры нефти испытывают нехватку резервуаров, в которых можно было хранить избыточные объемы добычи. Не обошла эта проблема стороной и Россию.
Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин вспоминает скандальную ситуацию с загрязнением магистрального нефтепровода некачественной российской нефтью.Обстановка на нефтяном рынке (в частности, недавнее стремительное падение нефтяных фьючерсов, и, видимо, далеко не последние потрясения) навевает воспоминания. Мне вот вспомнилась прошлогодняя история с загрязнением магистрального нефтепровода некачественной нефтью. Так никто и не объяснил толком, что случилось и в каком размере (понятно, что в особо крупном). Сообщалось о компенсациях пострадавшим покупателям, там ещё был конфликт с «Роснефтью», но всё это шло какой-то скороговоркой. Куда сама испорченная нефть подевалась, тоже непонятно. Её тогда, помнится, обещали потихоньку к хорошей подмешивать. Что на самом деле стало – неизвестно. Злые языки утверждают, что слили эту нефть в резервную ветку того же самого нефтепровода, где она поныне и пребывает. Ликвидировав тем самым крупнейший в стране резервуар, где сейчас можно было бы хранить избыточный объём добычи, не находящий физического спроса. Колоссальный, кстати, по размеру резервуар. Сопоставимый со всеми заполненными под завязку танкерами, которые ныне болтаются в разных местах мирового океана в ожидании разгрузки. Тогда пространства для манёвра у страны было бы побольше. Неизвестно, конечно, как события будут дальше развиваться, но хоть ставки можно было бы делать. Придержать, например, товар, рассчитывая на рост в будущем. А не отгружать по любой имеющейся цене.
Не иначе, кто-то год назад предполагал нынешнее развитие событий. Тогда, помнится, в качестве одной из версий происшедшего выдвигалась диверсия. Непонятно, правда, было, чья и против кого. Все очень смеялись, конечно, над параноиками, которым везде диверсанты мерещатся. А теперь как-то не смешно. Думаю, что серьёзные участники рынка и тогда были осведомлены о реальных причинах и виновниках этой скандальной ситуации. Действовавших, похоже, на глазах у всех, будучи совершенно уверенными в полной своей безнаказанности. И назначивших виноватыми каких-то малоизвестных самарских злодеев. Что с ними теперь, интересно?
Но в прошлом году что-то заставило всех матёрых нефтяных волков промолчать. Последствия теперь все и расхлёбывают. Вероятно, участники рынка сделают для себя определённые выводы и решат в следующий раз действовать иначе. Но будет, наверное, поздно.
А дяденьку из «Транснефти» как раз на днях переназначили на должность. Перспективного семидесятилетнего специалиста оставили на хозяйстве ещё на пять лет. В прошлом году, наоборот, считалось, что его позиции из-за всей этой истории сильно ослабли. А нынче могли и не найти охотников место занять. Отрасль-то сложная.
Печать